По одной из версий, саудиты торопятся продать доли в Saudi Aramco накануне спада потребления жидких углеводородов. Фото Reuters
Крупнейшая в мире нефтяная компания Saudi Aramco несколько последних дней купается в лучах славы: готовившееся четыре года первичное размещение акций прошло более чем успешно. А за два дня открытых торгов акции компании выросли на 10%. Стоимость компании установила мировой рекорд, она опередила капитализацию всех технологических гигантов, включая американский Apple и китайскую Alibaba. Однако эксперты «НГ» предостерегают от чрезмерной эйфории.
В четверг, на второй день торгов, цена акций самой дорогой компании в мире – Saudi Aramco – подскочила сразу на 10%, до 38,7 риала (10,3 долл.) за бумагу. Таким образом, общая стоимость компании превысила 2 трлн долл.
До этого самыми дорогими компаниями в мире считались такие высокотехнологичные американские гиганты, как Apple (ее капитализация 11 декабря достигла 1,2 трлн) и Microsoft (1,1 трлн).
В среду, в первый день торгов, цена Saudi Aramco также сразу взлетела на 10%, а так как биржа установила лимит колебаний именно в этом диапазоне, то на этой цене торговая сессия и закрылась, обозначив новый рекорд общей капитализации – почти 1,9 трлн долл.
Еще 5 декабря Saudi Aramco объявила итоги первичного публичного предложения акций (IPO), которое готовилось четыре года и было проведено на местной бирже Tadawul. Спрос на акции компании более чем в четыре раза превысил объем предложения, за счет чего бумаги размещены по верхней границе объявленного диапазона – 32 риала (8,5 долл.) за штуку. Всего Саудовская Аравия продала инвесторам 1,5% акций компании за 25,6 млрд долл. При этом еще 450 млн акций, или 15% от предложения, были отведены под опцион доразмещения (опцион для стабилизации котировок акций после IPO).
Саудиты всячески подчеркивают историчность и важность события. «Начинается новый этап пути процветания Saudi Aramco, который длится более 86 лет», – сказал глава компании Амин ан-Насер на церемонии открытия торгов. Действительно, в ходе первичного размещения удалось привлечь рекордную сумму в 25,6 млрд долл., прежний рубеж еще одного технологического гиганта – китайской Alibaba – был меньше на целых 600 млн.
Bloomberg назвал IPO Saudi Aramco сделкой века. Действительно, до сих пор речь шла только о крупнейшей нефтяной компании мира, которая обладает самыми большими запасами углеводородов – 336,2 млрд барр. в нефтяном эквиваленте на конец 2018 года. Прибыль компании в прошлом году составила рекордные 111 млрд долл., что больше, чем у Shell, Exxon Mobil, British Petroleum и Total, вместе взятых. Теперь оказывается, что сырьевой гигант, позволяющий Саудовской Аравии быть крупнейшей нефтедобывающей державой мира (наряду с Россией и США), взобрался на вершину мира, подвинув весь хай-тек и электронику. Капитализация Aramco превысила стоимость 497 компаний, входящих в индекс SP500.
А ведь совсем недавно эксперты ООН уверяли, что, наоборот, неэкологичным компаниям, в том числе нефтегазовым, по всему миру грозит серьезное снижение капитализации из-за ужесточения климатических ограничений (см. «НГ» от 10.11.19).
Некоторые эксперты призывают не поддаваться эйфории организаторов выпуска и подождать более отдаленных результатов. Дело в том, что IPO Aramco было все-таки достаточно специфическим. На рынок были выпущены только 1,5% акций, приобрести их могли только местные инвесторы, организаторы отказались от обычных в таких случаях международных роад-шоу, то есть размещение шло в основном «по знакомству». Покупателями акций стали богатейшие семьи Саудовской Аравии, а также фонды из Кувейта и ОАЭ. Более того, как сообщала британская Financial Times, власти королевства вынуждали богатые семьи страны проинвестировать IPO Saudi Aramco.
Кроме того, организаторы обещают выплачивать в качестве дивидендов около 70 млрд долл., а это говорит о доходности бумаги в районе 5%. Это неплохо, но рекордной эту цифру не назовешь. Кроме того, инвесторы не могут не учитывать ситуацию на рынке и сложные отношения Саудовской Аравии с Ираном.
Сравнивать технологических и добывающих гигантов можно только гипотетически, считает аналитик долгового рынка компании «Иволга Капитал» Илья Григорьев. По его мнению, технологические компании, как правило, имеют больше шансов заметно вырасти в стоимости на долгосрочном отрезке времени. «У таких компаний больше потенциал для наращивания рынка, а появление новых продуктов может продолжить историю роста даже у давно существующей компании. Нефтяные компании – более предсказуемы с точки зрения формирования цены на акции, но менее склонны показывать активный рост в будущем», – говорит Григорьев.
Эксперт обращает внимание на то, что капитализация, на которую рассчитывало правительство Саудовской Аравии, изначально не была достигнута. «Повышение цены в последующих торговых сессиях обеспечивалось в основном за счет внутренних и арабских инвесторов, поэтому у рынка справедливо возникают вопросы по поводу обоснованности новой цены акции – более 10 долл. Также нужно помнить, что акции торгуются только на бирже Эр-Рияда, что усложняет участие иностранных инвесторов».
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков считает, что говорить об абсолютном успехе Saudi Aramco не стоит. «Действительно, она стала самой дорогой в мире, но это не показатель успеха сырьевых компаний и победы реального сектора над IT-компаниями. К высокой капитализации скорее привела совокупность факторов: это и уникальность самой компании, и последняя договоренность стран ОПЕК+ продолжить снижать добычу (при этом Саудовская Аравия снизит производство еще ниже, чем ей предписано). Эти новости привели к росту цен на нефть и соответственно – акций Saudi Aramco. Они выросли, даже несмотря на то, что понижение добычи в Саудовской Аравии будет происходить как раз за счет производства самой компании», – сказал «НГ» Юшков.
«Триумф Saudi Aramco не гарантирует высоких показателей стоимости акций в перспективе, – сказал «НГ» руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. – По итогам прошлого года компания показала рекордную в мире прибыль – 111 млрд долл. при общей выручке 355,9 млрд долл. И тем не менее крупные инвесторы проявляют осторожность в покупке этих акций. Во-первых, в течение последних пяти лет объем добычи компании не растет – она добывает около 10 млн барр. в день. По итогам первого полугодия 2019 года чистая прибыль компании сократилась на 12%, капиталовложения снизились до 14,5 млрд. долл. В Саудовской Аравии нарастает дефицит бюджета, и по этой причине сумма обещанных инвесторам дивидендов (75 млрд долл.) может быть снижена». Эксперт обращает внимание на то, что дивидендная доходность крупнейших в мире нефтяных компаний в настоящее время также составляет или превышает 5%: ExxonMobil – 5%, Chevron – 4%, Shell – 6,5%, Total – 5,6%, Sinopec – 8%.
«В пользу того, что триумф Saudi Aramco – это временное и абсолютно эмоциональное явление, говорит тот факт, что стоимость государственных энергетических гигантов (российского «Газпрома», китайской PetroChina, бразильской Petrobras) за последние годы упала на 40%. Даже американские компании на фоне сообщений об открытии новых больших месторождений дешевеют: за 2019 год стоимость акций Apache Corp. снизилась на 50%, Occidental Petroleum – на 44%, EOG Resources – на 17%, – говорит Деев. – Несмотря ни на какие заявления, пик мировой добычи нефти пройден, в дальнейшем ожидается спад спроса на это ископаемое топливо. Просто сейчас мы находимся в самой высокой точке графика, на его пике: так всегда бывает перед падением (самые высокие объемы добычи, самые большие прибыли, самое большое потребление). Но рыночный спрос ограничен, и он неизбежно будет снижаться».
Выход Saudi Aramco на первое место в мире по капитализации произошел не за счет эволюции и постепенного роста, а по результатам размещения на бирже. Это ставит вопрос о том, как долго Saudi Aramco сможет удерживать эту позиции, говорит Юшков. «Зеленая» тематика в мировой экономике будет сохраняться, и климатические соглашения, безусловно будут давить на бизнес нефтяных компаний. Уже сейчас глобальная идеология говорит о том, что добывать углеводороды стыдно, и если компания специализируется на нефти, то у нее якобы нет будущего. Эти идеи будут сохраняться», – говорит эксперт. Однако на практике резкого отказа от углеводородов во всем мире, как указывают сторонники теории «энергоперехода», не возникнет, считает он. «Межтопливная конкуренция возрастет и темпы роста потребления нефти и других углеводородов будут снижаться. Но мир не отказывается от нефти, мы видим ежегодный рост ее потребления. При этом не исключено, что руководство Саудовской Аравии поверило исследователям, пропагандирующим идею «пика нефти». Эта теория говорит о том, что в среднесрочной перспективе (в 2030-х годах) мир достигнет максимума потребления нефти и далее глобальное потребление будет снижаться. Есть версия, что саудиты и решили продать доли в Saudi Aramco, чтобы максимизировать прибыль от нефтяного сектора, потому что якобы в будущем этот доход уменьшится из-за спада потребления жидких углеводородов. Но эта версия основывается на смелых прогнозах о переходе мира на возобновляемую энергетику. Учитывая, что таким крупным потребителям углдеводородов, как Китай и Индия, даже в 2030-х годах не удастся отказаться от ископаемого топлива, прогнозы о конце эпохи нефти весьма преувеличены», – говорит Юшков.
комментарии(0)