В РФ прекратился спад розничной торговли. Фото PhotoXPress.ru
К концу 2019 года в РФ появились признаки экономического восстановления. Потребительский и социальный оптимизм во второй половине года, по данным социологов, оказался заметно выше, чем в 2018-м. Ученые предупреждают, что эта адаптация не является началом волны общественного оптимизма. Похожие процессы отмечаются и в реальном секторе. Последние девять месяцев растет выпуск товаров и услуг в основных секторах экономики. Устойчивый рост отмечен в строительстве, оптовой торговле и обрабатывающих производствах, где периоды непрерывного подъема продолжаются более полугода. Но во многих секторах продолжается стагнация и даже падение.
Улучшение настроений в течение 2019 года было устойчивым и имело восстановительный характер, считает член правления Левада-Центра Марина Красильникова.
По ее словам, субъективные мнения и оценки населения социально-экономической ситуации в стране постепенно улучшались на протяжении всего года. При этом потенциал этого восстановительного роста все еще сохраняется. Однако этот рост субъективного оптимизма не станет началом позитивного тренда общественного оптимизма, который обычно способствует ускорению экономики.
К ноябрю потребительские настроения (измеряемые индексом потребительских настроений) выросли на 15% по сравнению с январем. Более общий показатель – индекс социальных настроений (ИСН) – в октябре увеличился на 13% по сравнению с февралем 2019 года, отмечают социологи.
Индекс потребительских настроений (ИПН) вычисляется как баланс позитивных и негативных оценок гражданами материального положения семьи, экономических условий в стране и возможности совершать крупные покупки.
Кроме ИПН социологи замеряют и более широкий показатель – ИСН. Он включает позитивные и негативные оценки работы властей, текущего положения семьи, страны и позитивных и негативных ожиданий.
Рост потребительских настроений в 2019 году связан, в частности, со стабилизацией потребительских цен и другими позитивными изменениями на потребительском рынке. Однако дефицит денежных доходов сдерживает реализацию этих позитивных оценок в росте платежеспособного спроса, считает Красильникова.
А социальный оптимизм рос в основном за счет позитивных оценок и прогнозов в отношении собственной семьи. При этом для социальных настроений более важными оказались те факторы, которые тесно связаны с контролируемыми параметрами собственной жизни.
О некотором улучшении ситуации во второй половине года говорят не только социологи, но и экономисты. Интенсивности выпуска товаров и услуг показывает стабильный рост в течение последних девяти месяцев, причем с февраля по октябрь темпы прироста относительно предыдущего месяца последовательно ускорялись от 0,1 до 1,1%, отмечает профессор Высшей школы экономики (ВШЭ) Эдуард Баранов.
Основной прирост интенсивности выпуска товаров и услуг по итогам 10 месяцев обеспечили оптовая торговля, сельское хозяйство, обрабатывающие производства и строительство. Ускорение выпуска продукции сельского хозяйства обеспечил второй подряд высокоурожайный год, указывает Баранов и напоминает, что итоги сбора урожая в 2019 году превзошли итоги прошлого года по зерновым культурам, подсолнечнику и сахарной свекле. В октябре 2019 года относительно декабря 2018 года рост интенсивности обрабатывающих производств был обеспечен в первую очередь производством компьютеров, электронных и оптических изделий, пищевых продуктов, лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях.
Задолженность населения по кредитам на потребительские цели в сентябре 2019 года была на 8,7% ниже ее максимального уровня марта 2014 года, притом что за тот же период интенсивность потребительских расходов населения уменьшилась на 6,6%, а интенсивность оборота розничной торговли – на 7,7%.
«Потребительские настроения россиян могли немного улучшиться из-за замедления инфляции и укрепления рубля, к тому же в стране относительно невысокий уровень безработицы, правда, с доминированием низких зарплат», – отмечает старший аналитик компании «БКС Премьер» Сергей Суверов. При этом он подчеркивает, что роста реальных доходов населения практически не происходит, а экономика в целом находится на пограничной ситуации со стагнацией. «Рост выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности в течение года является скорее восстановительным, при этом в ряде сегментов экономики, например в продажах автомобилей, наблюдается спад», – напоминает Суверов.
«Шоковые решения прошлого года, такие как пенсионная реформа и увеличение НДС, были полностью «отработаны» в прошлом году. А в этом году граждане не увидели новых резко негативных факторов. Многие россияне осознали, что в стране продолжается кризис, но вялотекущий и затяжной. И даже отсутствие новых потрясении стало положительным моментом», – комментирует руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. По его словам, люди действительно адаптировались к ситуации: доходы не растут, но и резких скачков цен или инфляции также нет. И это воспринимается положительно.
В РФ есть эксперты, которые не видят связи между экономическим оживлением во второй половине года и улучшением потребительских настроений граждан. «Это не связанные между собой процессы, т.к. даже Минэкономразвития отмечает, что слабость внутреннего спроса. Более того, ведомство ожидает охлаждение потребительского спроса в 4 квартале этого года», - говорит директор Института экономики роста им. П.А. Столыпина Анастасия Алехнович. Она ставит под сомнение тезис об ускорении выпуска. «Выпуск товаров и услуг рос, однако существенно меньшими темпами, чем в прошлом году (по данным Росстата за 9 месяцев ВВП увеличился на 1,1%, в то время как за 9 месяцев 2018 года рост 1,5%), поэтому нельзя сказать о том, что экономика адаптировалась к негативным условиям», - говорит Алехнович. Кроме того, она указывает на противоречия данных Росстата с динамикой индекс деловой активности (PMI) в обрабатывающих отраслях, который показал в ноябре худший показателем за последние 10 лет. Противоречат данные официальной статистики и отчетам о снижении перевозок коммерческих грузов, которые за 10 месяцев 2019 без учета трубопроводного транспорта сократилась на 4,1% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.
комментарии(0)