Модернизация системы здравоохранения позволит привлечь специалистов на работу в первичное звено медицины как в городах, так и в сельской местности. Фото PhotoXPress.ru
Борьба с нехваткой врачей потребовала решительных перемен в разных сферах: от медицинского образования до системы оплаты труда. Нацпроект «Здравоохранение» и модернизация первичного звена помогут оставить кадровую проблему в прошлом.
В 90-е годы профессия врача, некогда самая престижная в стране, потускнела на фоне профессий экономиста и юриста, обещавших достаток и социальный статус. Появление в медицине «прибыльных» специальностей и отмена обязательного распределения выпускников медвузов добавили к общему дефициту врачей серьезный кадровый дисбаланс. В то время как остро не хватало анестезиологов, онкологов и рентгенологов, вузы продолжали увеличивать подготовку стоматологов, расширяя платный прием. Безо всякого злого умысла и недомыслия – просто так распорядилась «невидимая рука рынка»: платежеспособный спрос на обучение стоматологов оказался гораздо выше, чем на обучение педиатров, например.
Кадровая проблема стала серьезным вызовом для руководства здравоохранения. Минздрав ответил на нее комплексом решительных мер.
Прежде всего была точно рассчитана потребность в медицинских кадрах конкретных специальностей на уровне регионов и муниципалитетов. На основе этих данных в 2013 году заработали региональные кадровые программы. Важным инструментом их реализации стала контрактно-целевая система подготовки врачей в вузах. Это современный аналог системы распределения выпускников, основанный на договорных отношениях с возможностью возмещения стоимости обучения, если планы студента к моменту выпуска поменялись. Такой опцией пользуются не часто: 90% выпускников выполняют свои контрактные обязательства.
Параллельно проводилась модернизация системы профессионального образования. Новые образовательные стандарты были рассчитаны на то, чтобы готовить студентов к использованию современных методов лечения и самостоятельной практической деятельности.
Выпускников медвузов стало больше с 2014 по 2018 год на 6 тыс. человек (+17%). Помимо внутренних вузовских экзаменов, они стали проходить независимое испытание для получения допуска к профессиональной деятельности – аккредитацию. Доказавшие свою квалификацию молодые врачи имеют теперь право работать в первичном звене здравоохранения без обязательного обучения в ординатуре. Так, получившие в вузе специальность «лечебное дело» допускаются к работе участковыми терапевтами, специальность «педиатрия» – участковыми педиатрами. С 2016 по 2018 год такой возможностью воспользовались 12,8 тыс. молодых специалистов.
Системные меры помогли переломить многолетнюю негативную тенденцию. С 2014 по 2018 год численность участковых врачей – педиатров увеличилась на 1845 человек (+7,2%), врачей общей практики (семейных врачей) – на 1795 человек (+18,3%). Сгладилась острота проблемы дефицитных специальностей: анестезиологов-реаниматологов стало больше на 2345 человек (+8,1%), онкологов – на 1322 (+19,9%), рентгенологов – на 1069 (+6,7%). С 2017 года в первичном звене дефицит врачей сократился на 10 тыс. специалистов, а среднего медперсонала – на 12 тыс.
Однако до решения кадровой проблемы еще далеко. Самое узкое место – первичное звено. Из 584,8 тыс. врачей в первичке на начало текущего года работало 305,2 тыс., не хватало еще 25,3 тыс. (7,7%). По участковым врачам дефицит достигает 14,7% (работает 74,7 тыс. – не хватает 12,9 тыс.).
Решить эту проблему до 2024 года должно помочь развитие системы профессионального образования, предусмотренное специальным федеральным проектом, входящим в нацпроект «Здравоохранение». Кроме того, важной частью программы модернизации первичного звена станет пакет мер по привлечению в первичку медработников и созданию для этого соответствующих условий. Прежде всего это касается уровня оплаты труда и мер социальной поддержки.
Первичное звено здравоохранения полностью находится в ведении региональных властей. Поэтому условия труда и соответственно кадровая ситуация в первичке в решающей степени зависят от политики и возможностей региональных администраций и существенно отличаются от региона к региону. Так, в 2018 году в России на 10 тыс. населения приходилось в среднем 20,8 врача первичного звена. Но если в Санкт-Петербурге и Чукотском автономном округе в первичке работало более 30 врачей на 10 тыс. жителей, то в Курганской, Псковской, Костромской областях и Чеченской Республике – менее 15.
С федерального уровня повлиять на ситуацию в регионах ранее было возможно только через определение обязательных нормативов. Так, еще майскими указами 2012 года устанавливался норматив, по которому средняя зарплата врачей в регионе должна была к 2018 году превышать среднюю зарплату по экономике региона в два раза. Этот норматив практически во всех регионах был выполнен. Но не во всех это повышение почувствовали на себе врачи поликлиник, особенно в малых городах и селах. Статистика показала, что на практике зарплаты врачей одинаковой специальности и квалификации в однотипных учреждениях в рамках одного региона могут различаться более чем в три раза.
Чтобы избежать таких перекосов и ввести по всей стране справедливые и прозрачные правила, обеспечивающие достойный уровень оплаты труда врачей, будут возвращены компоненты отраслевой оплаты труда, включая структуру зарплаты, перечни стимулирующих и компенсационных выплат и условия их предоставления. Они будут определяться федеральным правительством и распространяться на все регионы страны. Для этого потребуется внести изменения в Трудовой кодекс. Разработка и начало поэтапного внедрения отраслевой системы оплаты труда в здравоохранении запланированы уже на следующий год.
комментарии(0)