0
3506
Газета Экономика Печатная версия

27.11.2019 21:00:00

Почему малый бизнес вступил в спор за энерготарифы

"ОПОРА России" встала на сторону "Россетей" в вопросе перекрестного субсидирования

Тэги: электроэнергетика, малый бизнес, россети, опора россии, энерготарифы, перекрестное субсидирование


электроэнергетика, малый бизнес, россети, опора россии, энерготарифы, перекрестное субсидирование Цена электроэнергии для крупных потребителей в отличие от малых имеет критически важное значение. Фото с сайта www.rosseti.ru

Ассоциация малого и среднего бизнеса «ОПОРА России», по данным «НГ», обратилась к вице-премьеру РФ Дмитрию Козаку с просьбой поддержать предложения Минэнерго РФ и «Россетей» о перераспределении перекрестного субсидирования в электроэнергетике на крупных энергопотребителей, подключенных к магистральной энергосети.  Соответствующее письмо (копия есть в редакции) было направлено 15 октября. Эта позиция объяснима не столько интересами малого бизнеса, чей платеж за электроэнергию в себестоимости товаров и услуг не так существенен, сколько, возможно, тем обстоятельством, что президент «ОПОРЫ» Александр Калинин вот уже пять лет входит в совет директоров «Россетей» – среди прочих факторов это неизбежно влияет на лояльное отношение к инициативам госкомпании. Подобрать иное объяснение ряду объективных изъянов в аргументах данной ассоциации другим участникам дискуссии довольно сложно.

Минэнерго и «Россети» предлагают перераспределить часть объемов перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе (ситуации, при которой одни потребители оплачивают часть расходов на передачу электроэнергии за других потребителей) из региональных сетевых тарифов в тарифы федеральной магистральной электросети.  Контрпредложение ФАС России – равномерно перераспределить перекрестку между уровнями напряжения внутри регионального тарифа, снизив его для промышленных потребителей, подключенных на высоком напряжении. Руководитель «ОПОРЫ России» поддерживает Минэнерго и выступает против предложения ФАС, которое, кстати, в середине ноября уже утверждено правительством РФ.

В своем письме вице-премьеру Александр Калинин указывает, что отсутствие перекрестки в магистральных тарифах «создает преференции для крупного бизнеса», и называет это «дискриминационным подходом». Между тем сетевая перекрестка в тарифах распределительных сетей (в основном управляются дочерними компаниями «Россетей», в совет директоров которой входит Калинин) сконцентрирована главным образом на высоком уровне напряжения (ВН), к которому подключены именно промышленные предприятия. При этом подавляющее большинство промышленных компаний в силу технологических особенностей и высокой энергоемкости одновременно имеют подключение и к магистральным, и к региональным сетям.

По данным ассоциации «Сообщество потребителей энергии», промышленность через свои подключения к региональным сетям несет две трети нагрузки от всего объема перекрестного субсидирования в распредсетях, за счет которого финансируются льготные тарифы на электроэнергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей.  На малый и средний бизнес в тарифах сетевых компаний закладывается только треть перекрестки. За счет повышенных сетевых платежей крупного бизнеса в целом ряде регионов субсидируется не только население, но и тариф для малого бизнеса и бюджетных организаций, подключенных к электросети на двух средних и низком уровнях напряжения (СН1,  СН2, НН). Так, например, по данным решений органов государственного регулирования тарифов субъектов РФ, отрицательные ставки перекрестного субсидирования на низких уровнях напряжения – для льготирования малого бизнеса и бюджетных организаций – используются в Белгородской, Ленинградской, Мурманской, Свердловской, Кемеровской областях, Республике Бурятия, Санкт-Петербурге и других регионах.

Для крупных потребителей в отличие от представителей малого бизнеса цена электроэнергии имеет критически важное значение, это подтверждают и данные по энергоемкости ВВП российских регионов. В лидерах Сибирь и Урал с их специализацией на тяжелой промышленности – металлургии, добыче полезных ископаемых, нефтепереработке, химии, целлюлозно-бумажной промышленности. Оплата электроэнергии промышленностью может доходить до четверти или даже трети себестоимости выпускаемой продукции, в случае малого бизнеса – она может составлять всего лишь несколько процентов, а чаще – и того меньше. Как отмечал в комментарии СМИ директор Фонда развития права и медиации ТЭК Александр Пахомов, объясняя последствия повышения энерготарифов для малого бизнеса в Челябинской области, доля энергоемких предприятий среди субъектов малого и среднего предпринимательства в России не превышает 25%, остальные рост цен на электроэнергию даже на 10–15% смогут пережить безболезненно: «Если сравнивать негативное влияние роста тарифов на экономику в целом с другими факторами, такими как снижение реальных располагаемых доходов населения, повышение НДС, рост закупочных цен в результате инфляции, то оно выглядит относительно невысоким».

В итоге промышленные предприятия, финансирующие льготные тарифы на электроэнергию для населения и малого бизнеса, вынуждены закладывать повышенные платежи за электроэнергию в стоимость своих товаров, сырья и оборудования, поставляемого в том числе малому и среднему бизнесу. Это фактически обесценивает всю выгоду от льгот и в конечном счете снижает конкурентоспособность отечественного бизнеса, в том числе и малого, интересы которого отстаивает «ОПОРА России».



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости