Объем коммерческих перевозок грузов (без трубопроводного транспорта), млн. т. Накопленный итог за 12 месяцев. Расчеты Кирилла Тремасова
Новые данные о грузоперевозках явно противоречат официальным данным об экономическом ускорении в третьем квартале этого года. Сомнения и недоверие официальной статистике становятся уже постоянным предметом шуток даже на форумах с участием президента РФ Владимира Путина. Если нужен рост ВВП или увеличение доходов населения – то нужно обращаться прямо в Росстат, шутят экономисты.
Динамика транспортной отрасли ставит под большое сомнение показатели промышленного роста, о котором сообщает Росстат, отметил в Telegram‑канале MMI директор аналитического департамента «Локо‑Инвест» Кирилл Тремасов. Грузооборот транспорта в октябре 2019 года упал на 0,2% по сравнению с прошлогодним показателем, а если брать итоги 10 месяцев, то рост составил всего 0,9%. Объем коммерческих перевозок грузов в октябре упал на 5,6% (в сентябре падение составляло 4,5%, по итогам 10 месяцев – падение на 4,1%).
При этом первый вице‑премьер, министр финансов Антон Силуанов говорил на форуме «Россия зовет! » в среду о росте на 2,2% в октябре (в четверг в Минэкономразвития подтвердили эту цифру). «Конечно, это еще не устойчиво. Мы ожидаем пока по этому году наши плановыe значения по темпам экономического роста», – заявил Силуанов. По прогнозу правительства, рост ВВП в 2019 году должен составить 1,3%. Согласно предварительной оценке Росстата, в третьем квартале ВВП РФ вырос на 1,7%, за девять месяцев – на 1,1%.
По мнению Тремасова, данные Росстата по грузоперевозкам не подтверждают официальные рапорты об ускорении экономики. Динамику транспортной отрасли он называет «очень хорошим индикатором реального уровня деловой активности в российской экономике». Очевидно, что падение грузоперевозок на 4–5% входит в противоречие с реляциями о 2-процентном росте.
Как следует из сентябрьских материалов Аналитического центра при правительстве РФ, в 2018 году транспортно‑логистический комплекс обеспечил 7% валовой добавленной стоимости (ВДС), что более чем в два раза превышает показатель США (3,2%), но сопоставимо с партнерами России по БРИКС (6,8% в Индии и 8,7% в ЮАР). На протяжении последнего 10-летия транспортно‑логистический сектор растет опережающими темпами, говорится в докладе: в 2016 году вклад этого сектора в прирост ВВП составлял 0,09 процентных пункта (п.п.), в 2017-м – 0,01 п.п. и 0,19 п.п. в 2018 году. В первом и втором кварталах 2019-го вклад составил 0,21 п.п. и 0,19 п.п. соответственно, а по оценке Минэкономразвития, по итогам 2019 года этот вклад составит 0,12 п.п.
Никакого противоречия здесь нет, считает первый вице‑президент «Опоры России» Павел Сигал. «Более высокий темп роста ВВП обусловлен значительным увеличением запасов материальных оборотных средств, которое произошло в результате сохранения высоких показателей в промышленности и высокого урожая сельскохозяйственных культур на фоне слабого внутреннего спроса, – сказал он «НГ». – Увеличение запасов материальных средств – это накопление продукции на складах, если перевести на обычный язык. То есть производство есть, продукция есть, но спроса нет. Про высокий урожай сельхозкультур на фоне слабого внутреннего спроса – то же самое. Произвели много, а продавать некому».
Отрицательную динамику грузооборота транспорта, которую фиксирует Росстат, эксперт также считает подтверждением сказанного: продукция производится, копится на складах, но из‑за слабого внутреннего спроса плохо продается.
Тремасов считает также странным, что Минэкономразвития умудрилось насчитать заметное ускорение экономического роста – до 2,2% в годовом исчислении в октябре против 1,9% в сентябре. «Это странно, учитывая, что самый «тяжелый» сектор, промышленность (около 24% в ВДС), замедлился с 3% год к году в сентябре до 2,6% в октябре, – пишет Тремасов. – Я практически не сомневаюсь, что никакого ускорения в октябре не было».
Претензии экономиста к российской статистической службе носят уже, можно сказать, системный характер. Громким оказался скандал с ВВП за 2018 год, который вместо ожидавшихся 1,8% превратился в 2,3% (см. «НГ» от 07.02.19). О том, что Росстат провел тотальный пересмотр статистики за последние три года, «пересчитав вверх» практически все виды экономической деятельности, Тремасов рассказывал еще в апреле (см. «НГ» от 03.04.19).
Некоторые участники рынка призывают «жить дружно» и относиться к современной российской статистике с юмором. На форуме в среду произошел забавный обмен репликами. Когда глава Минэкономразвития Максим Орешкин напомнил, что официальный прогноз правительства ждет в 2020 году роста экономики на 1,7%, и сказал: «Будем стараться делать все, чтобы он был в следующем году не менее 2%», – глава ВТБ Андрей Костин в шутку предложил «поговорить со статистиками». «Я думаю, до 2% вполне можно добить», – сказал он.
А чуть позже произошло еще одно событие, которое наталкивает аналитиков на мысль, что «говорить» со статистиками даже и необязательно, достаточно просто послать сигнал. Ровно через два часа после того, как президент Владимир Путин посетовал, что доходы населения «практически стоят на месте», и потребовал «изменить эту ситуацию», статистическое ведомство опубликовало ежемесячный доклад с отчетом о рекордном за полгода повышении реальных зарплат. Согласно Росстату, в сентябре граждане РФ зарабатывали в среднем 45 541 руб. в месяц – на 3767 руб. больше, чем год назад. В номинальном выражении заработки выросли на 7,2%, а в реальном – с учетом инфляции – на 3,1%.
«У нас нет разногласий с господином Тремасовым как минимум потому, что мы формируем итоговые показатели, не оценивая их, а он занимается анализом и делает свои выводы, используя наши данные», – сообщили «НГ» в пресс‑службе Росстата. Там сообщили, что российская экономика – это настолько сложная и многомерная система, что судить о ее состоянии лишь по одному‑двум показателям не вполне профессионально. «Безусловно, объем грузоперевозок – значимый фактор, но лишь в комплексе с рядом других», – заявили в ведомстве.
«К данным Росстата вообще масса вопросов, многие из них плохо согласуются между собой, – сказал «НГ» шеф аналитик компании TeleTrade Петр Пушкарев. – Индекс производства в обрабатывающих отраслях вырос за октябрь на 3,7% год к году, что превышает заведомо любые темпы прироста ВВП. И смотрится картина так, будто именно обрабатывающая промышленность сейчас уже флагман развития российской экономики, а вовсе не добывающие отрасли, показатели по которым слишком завязаны на колебания углеводородных цен от сезона к сезону. Но в реальности более чем на 70% весь этот рост промпроизводства статистически раздут из за искусственного занижения Росстатом собственных же индикаторов инфляции. И если поправку на цены продукции делать не на 3% и даже не на 4%, а на фактический рост цен на тот же ширпотреб за год, так только январский взлет цен сразу вслед за подъемом НДС выдал бы средний ценовой скачок не менее чем в 7–8% на большую часть ассортимента российской обрабатывающей промышленности, а по некоторым категориям товаров и выше».
«Скепсис по отношению к данным Росстата понятен – ведомство регулярно путается в своих показаниях, – сказал «НГ» директор Академии управления финансами и инвестициями Арсений Дадашев. – На сокращение темпов роста намекает падение PMI ниже отметки в 50 пунктов, что сигнализирует о стагнации. На отсутствие серьезного роста ВВП косвенно намекает падение инфляции ниже уровня таргета и снижение ключевой ставки при крайне напряженной внешней обстановке. Так что возможность экономики расти за счет промышленности и оптовой торговли вызывает недоверие. Не думаю, что и сельское хозяйство оказалось способно существенно выправить экономический рост: негатив на глобальном рынке никто не отменял».Эксперт считает, что 2019 год вряд ли окажется более благоприятным, чем предыдущий. «Одно увеличения НДС способно лишить отечественную экономику почвы для роста. По приросту нашего ВВП лучше ориентироваться на прогнозы МВФ, Всемирного Банка или ЦБ РФ: по их мнению, он не должен увеличиться больше чем на 1,1% в этом году», – говорит Дадашев.
комментарии(0)