0
5639
Газета Экономика Интернет-версия

15.11.2019 08:02:00

Инвестиционная недостаточность: Как и и чем России могут помочь Казахстан и другие соседи

Владислав Иноземцев

Об авторе: Владислав Леонидович Иноземцев - экономист, директор Центра исследований постиндустриального общества

Тэги: инвестиции, экономика, санкции, контрсанкции, офшоры, Казахстан, Назарбаев, Келимбетов, Вулф, МФЦА, AstanaExpo, Один Пояс Один Путь, ЕАЭС, Армения, Китай, трансферт технологий, Банк России, сельское хозяйство


Чем более проблематичным оказывается ускорение роста российской экономики, тем чаще мы слышим от наших руководителей правильные слова о необходимости улучшения инвестиционного климата и защите инвестиций. Применительно к работе с иностранным бизнесом проблемы усугубляются как введёнными против России санкциями, так и нарастающими сложностями, возникающими при общении с российскими таможенными службами и органами стандартизации и сертификации. Отдельной проблемой являются налоги и регистрационные документы, а также особенность отечественной судебной системы; последние факторы приводят к тому, что большинство крупных российских предприятий «записаны» на офшоры, а почти 95% воздушных судов иностранного производства, эксплуатируемых ведущими отечественными авиаперевозчиками, зарегистрированы не в России, а на Бермудах и в Ирландии.

С похожими проблемами, однако, издавна сталкивались и куда более успешные страны. В Европе высокие налоги стали причиной оттока инвесторов из Франции, Германии и Италии ещё в 1980-е годы. Ответом оказалось формирование целой системы финансовых услуг, обеспечивавших должную степень конфиденциальности трансакций, легкость смены собственника, высокую степень юридической защиты и экономию на налогах (что является, на мой взгляд, важнейшим стимулом для любого инвестора). В результате возникли финансовые центры не только в Швейцарии, но в Монако, Люксембурге, на островах Мэн и Гернси, Лихтенштейне и Андорре. Входя в экономическое пространство ЕС, эти страны и территории становились идеальным местом, откуда инвестиции «заходили» в крупные европейские экономики. В России пока можно, однако, слышать только о планах создания «внутренних офшоров», которые, вероятно, чем-то прельстят отечественных инвесторов, но вряд ли привлекут кого-то из иностранных.

В такой ситуации, на мой взгляд, стоило бы обратить внимание на наших соседей, которые могли бы оказать России существенную помощь в качестве финансовых и торговых посредников. Причём речь стоит вести не о пресловутой Белоруссии, многие годы живущей за счёт российских субвенций и при этом самой находящейся под санкциями, не состоящей в ВТО и не способной получить внешнее финансирование ни от кого, кроме Китая, а о менее зависимых от России, но при этом более интегрированных в мировую экономику, членов Евразийского Союза. Здесь прежде всего приходят на ум Казахстан и Армения.

Казахстан несколько лет назад объявил о создании в Астане Международного финансового центра, работа по созданию которого была поручена Нурсултаном Назарбаевым известному в Казахстане экономисту, в разные годы бывшему вице-премьером, руководителем холдинга «Самрук Казына» и председателем Национального банка Кайрату Келимбетову. Центр получил экстерриториальный статус и действует на основе британского права (на этом, собственно, споткнулась попытка создания подобной структуры в России, анонсированная ещё в 2009 году), для легализации чего потребовалось принять около 50 новых законов и подзаконных актов, а также внести поправки в Конституцию республики. Для разрешения споров фактически за пределами национальной судебной системы создан Коммерческий суд МФЦА во главе с лордом Гарри Кеннетом Вулфом, состоявшим Верховным судьёй Англии и Уэльса с 2000 по 2005 год, а также правовой консультативный совет, в котором заседают представители самых известных глобальных юридических компаний – White&Case, Hogan Lovells, Baker McKenzie и некоторых другиx. Начав свою работу летом 2018 года на площадке AstanaExpo, МФЦА сегодня объединяет более 300 компаний из более чем 30 стран мира, которые получили уникальную возможность инвестиций в казахстанскую экономику и покупки пакетов акций приватизируемых правительством республики предприятий. В рамках финансового центра создана также Астанинская международная биржа (AIX), стратегическим партнёром которой выступили Шанхайская фондовая биржа, а поставщиком технологических платформ – Nasdaq. На этой площадке же прошли успешные IPO и SPO Казатомпрома, а свои простые акции разместила компания Полиметалл. МФЦА также делает особый акцент на взаимодействии с Китаем в рамках инициативы «Один Пояс Один Путь», предоставляя возможности резидентам МФЦА для участия в инфраструктурных проектах ОПОП через созданное для этого специальное Бюро.  

В рамках ЕАЭС Казахстан является страной, экономические связи и внешняя политика которой выглядят наиболее многовекторными на постсоветском пространстве – и это пока не оценено и не используется должным образом иностранными инвесторами. Регистрируясь в МФЦА и получая обеспечивающую низкие налоги казахстанскую «прописку» вместе с европейской правовой защитой, западные компании могли бы инвестировать в Россию намного более безопасно, чем сегодня – пользуясь в том числе и преимуществами единого экономического пространства ЕАЭС и особым стратегическим характером российско-казахстанских отношений, который обеспечивал бы дополнительную защиту от политических рисков. Россия в данном случае, вероятно, проигрывала бы в налоговой сфере – но, повторю ещё раз, вряд ли потери были большими, чем если бы Кремль запустил обещанные «внутренние офшоры», а за привлечение инвестиций всегда приходится платить.

Ереван, со своей стороны, пока только заявил о намерениях создать подобный финансовый центр (он должен появиться в конце этого года, как было озвучено на полях прошедшей в июне конференции Armenian Minds), но в этом случае и сейчас у страны имеются преимущества иного типа. Армения, вступив в ВТО на десять лет раньше России, имеет мощное лобби в США, не без усилий которого в 2012 году стране был предоставлен статус преференциального торгового партнёра Соединённых Штатов. При этом, вступив в ЕАЭС в начале 2015 года, Армения не прекратила переговоров с Европейским Союзом, которые завершились подписанием в 2017 году Соглашения о всеоъемлющем и расширенном партнёрстве с ЕС, ограничившим применение сторонами заградительных пошлин, квот и лицензий, а также использование для ограничения торговых операций мер фитосанитарного контроля. Армения уже сейчас имеет возможность превратиться в торговое и промышленное «связующее звено» между Западом и Россией, предоставляя партнёрам уникальный статус члена ЕАЭС, совмещенный с возможностями свободной торговли с ЕС и США.

Некоторое время назад многим могло казаться, что геополитические конфликты, в которых оказалась замешана Россия, относительно быстро разрешатся, и экономические связи между ней и её основными партнёрами на Западе восстановятся. Чуть позже, когда в отношении такой перспективы пришло отрезвление, новой иллюзией стало ожидание того, что Китай обеспечит России трансферт необходимых ей технологий и заменит развитые страны в качестве основного финансового донора. Сегодня, мне кажется, особых надежд уже не осталось – даже если на украинском направлении будут достигнуты ожидаемые прорывы, действующий санкционный режим сохранится на долгие годы. В такой ситуации естественным выбором Москвы мог бы стать проект вовлечения лояльных стран бывшего постсоветского пространства в экономическое сотрудничество между Россией и остальным миром со своего рода посреднической миссией.

Если Россия откроет своим партнёрам по ЕАЭС уникальные возможности, предоставив, например, резидентам Астанинского финансового центра возможность инвестировать в российские стратегические предприятия или создавать партнёрствам казахстанских и западных инвесторов промышленные предприятия в Казахстане, ориентированные на российский рынок (например, в том же автомобилестроении), в том числе допущенные к выполнению поставок по российской системе госзакупок, и если подобные же льготы будут обеспечены для армянских совместных предприятий или подразделений иностранных корпораций, зарегистрированных в Армении, могут быть решены две значимые проблемы. Таким образом, возникнет новый канал привлечения в Россию инвестиций, а отчасти и технологий (хотя последние в данном случае с большой вероятностью будут оседать соответственно в Казахстане и Армении). 

Сегодня Кремлю сложно пересмотреть свои внешнеполитические ориентиры, но год от года становится понятнее, что экономике страны наносится существенный ущерб. С 2014 года суммарный объём инвестиций от иностранных компаний (не считая кредитных операций) снизился, по данным Банка России, с 409 до 358 млрд долл. Доступ российских компаний к западному кредитованию сегодня также ограничен. В такой ситуации не стоило бы задуматься о возможном использовании структур типа МФЦА для стимулирования прямых и портфельных инвестиций в Россию? Ведь если Россия пойдёт на гармонизацию своего инвестиционного законодательства с казахстанским, одно это станет важным фактором повышения инвестиционной привлекательности страны. Конечно, формально не хочется идти на попятную и отменять продуктовые «контрсанкции», но уже, наверное, понятно, что они не так чтобы сильно исправили положение дел в российском сельском хозяйстве (большая часть достижений которого оказалась приписками), но серьёзно снизили уровень и качество потребления российских граждан. Может быть, стоит «открыть форточку» в лице той же Армении, которая смогла бы, пользуясь своими торговыми соглашениями, зарабатывать на реэкспорте в Россию хотя бы части санкционной продукции те средства, которые Москва на регулярной основе выделяет республике в виде кредитов? Ведь такие перемены принесли бы не только значительную пользу отечественной экономике, но и открыли новые перспективы в сотрудничестве постсоветских стран…


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Год Змеи может стать для Африки годом голода

Год Змеи может стать для Африки годом голода

Данила Моисеев

ООН опасается, что низкая эффективность гуманитарных миссий на континенте приведет к катастрофе

0
1058
Байден готовит «прощальный удар» по России

Байден готовит «прощальный удар» по России

Юрий Паниев

Белый дом намерен ввести новые санкции против нефтяного экспорта РФ

0
1514
Пекин подготовился к трампотрясению мировой торговли

Пекин подготовился к трампотрясению мировой торговли

Ольга Соловьева

Китай взял противоположный России экономический курс

0
1346
«Прекращение финансирования – хорошая встряска для руководства Абхазии»

«Прекращение финансирования – хорошая встряска для руководства Абхазии»

Анастасия Коскелло

Политики и чиновники рассуждают о причинах кризиса в отношениях с Москвой

0
2128

Другие новости