В правительстве РФ осознали, что часть нацпроектов трудновыполнима. Фото Льва Исраеляна
Правительство признало, что примерно над четвертью национальных проектов нависла угроза невыполнения, а всех участников процесса предупредили об уголовной ответственности за срыв работы. В верхних слоях бюрократии очевидно нарастает суета из‑за очередного срыва стратегических планов. С момента оглашения нацпроектов в них произошли серьезные изменения: к их ресурсам теперь подключены оборонные предприятия, а требования исполнения плановых показателей превращает нынешнюю машину госуправления в подобие советского Госплана.
В понедельник прозвучало сразу три важнейших новости о судьбе национальных проектов, и все – из основных источников их формирования, реализации и контроля. Премьер‑министр Дмитрий Медведев в ходе заседания президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам заявил, что есть риски недостижения показателей по трем национальным проектам в 2019 году. В том числе из‑за нескоординированности и плохой организации работы, признал он.
В свою очередь президент Владимир Путин поручил представить планы подключения оборонных предприятий к реализацию нацпроектов. «Прошу представить четкие, понятные, внятные предположения по расширению участия предприятий оборонки по реализации нацпроектов», – сказал Путин на совещании с членами правительства. Речь на нем шла о локализации производства техники и оборудования, выпуске в России высокотехнологичных товаров для нацпроектов.
Говоря о нацпроекте «Производительность труда и поддержка занятости», Медведев отметил, что к его реализации в 2019 году приступило больше регионов, чем даже планировалось, – 36 вместо 29. «Однако бизнесу предложено, на мой взгляд, недостаточно системных мер по стимулированию роста производительности труда. Это негативно сказывается на мотивации собственников предприятий, которые участвуют в нацпроекте», – сказал премьер.
Кроме того, по его словам, отмечены случаи корректировки федеральных проектов, в том числе в части изменения целевых значений для субъектов РФ, которые зачастую устанавливаются без обсуждения с ними. «Это вообще недопустимо. При этом такие изменения нередко требуют дополнительного финансирования со стороны регионов», – отметил Медведев.
Премьер добавил, что также существуют и проблемы со статистикой по нацпроектам. По его словам, получить объективную информацию в данной области «мешает конфликт между двумя методиками расчета». Касаясь нацпроекта по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП), Медведев отметил, что малый и средний бизнес может переходить в крупный, и из‑за этого снижается число занятых в МСП. «Считаю правильным откорректировать законодательство, которое позволит сохранить статус малого и среднего предпринимательства у таких компаний на два года, значит, соответственно и сохранить меры поддержки», – сказал он.
Глава правительства подчеркнул, что на работу в сфере международной кооперации и экспорта влияет снижение цен на мировых рынках по основным неэнергетическим товарам из России. «Это объяснение, но оно все равно не является достаточным, чтобы что‑то корректировать», – сказал премьер.
Он предупредил тех, кто отвечает за национальные проекты, о самых серьезных последствиях за нарушения при реализации правил, по которым осуществляются национальные проекты, вплоть до уголовной ответственности. Глава правительства также отметил, что с марта этого года Генпрокуратура проводит надзорную работу, уделяя особое внимание контролю за бюджетными средствами.
За движением средств в нацпроекты пристально следит и Счетная палата (СП). 7 ноября она опубликовала оперативный доклад, согласно которому расходы федерального бюджета на реализацию нацпроектов и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры за январь‑сентябрь 2019 года составили 52,1% от запланированного на год объема (см. «НГ» от 07.11.19).
Глава Счетной палаты Алексей Кудрин обращал внимание на то, что основная масса работы по достижению показателей нацпроектов приходится на регионы, при этом он подчеркивал высокий уровень бюрократии в субъектах Федерации, их несамостоятельность в принятии решений. В интервью ТАСС в понедельник он предложил пересмотреть сетку показателей для регионов иц дать им дополнительные ресурсы, которые они могут использовать по своему усмотрению, так как при формировании целевых показателей для регионов не всегда учитывали местную специфику.
Он отметил возникающий в связи с этим важнейший управленческий вопрос: являются ли показатели нацпроектов плановыми или ориентировочными. «Если у губернатора не хватает ресурсов – надо собрать с других направлений, но выполнить. Если же мы их считаем скорее ориентирами, то их достижение не должно приводить к дисбалансам внутри региона, если ресурсов не хватает», – заявил Кудрин. В связи с угрозами со стороны главы правительства вопрос об обязательности выполнения нацпроектов скорее риторический. Кудрин объясняет это тем, что в правительстве считают, что если снять обязательность безусловного исполнения показателей, то регионы вовсе перестанут их исполнять. «В результате мы получили почти плановое управление», – предупредил он.
«Если профильные министерства, ответственные за тот или иной национальный проект, не справляются, то им на подмогу направляют самое эффективное ведомство России, Министерство обороны», – объяснил решение властей привлечь оборонные предприятия к реализации нацпроектов главный аналитик Центра аналитики и финансовых технологий (ЦАФТ) Антон Быков.
По мнению эксперта, это очень показательно: «Наверное, единственное, что военное ведомство может привнести в гражданские сферы, так это плановую эффективность управления. Видимо, российский президент, видя, что именно «порядка» не хватает в реализации национальных проектов, экстренно принимает корректирующие решения».
Эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев полагает, что подключение военной промышленности к нацпроектам призвано помочь не проектам, а самой этой промышленности. «Путин неоднократно выражал обеспокоенность ростом долгов ОПК, скорее всего, предполагается, что увеличение доли подобных предприятий в нацпрограммах могло бы решить часть их проблем. Заводы накопили более 2 трлн руб. долга, из которых более 700 млрд считаются невозвратными. «Это происходит из‑за большой задолженности зарубежных покупателей перед компаниями, – сказал «НГ» Николаев. – Кроме того, эксперты предрекают потерю отечественными игроками порядка 15% от текущей доли на рынке на фоне падения продаж, а ведь сфера исторически играла важную роль для бюджета: в 2018 году Россия заработала 8,5 млрд долл. Вот и получается, что сферу необходимо срочно спасать, как минимум за счет увеличения количества заказов внутри страны».
Быков не взялся назвать одну конкретную причину, из‑за которой буксуют национальные проекты. «Возможно, это комплекс ошибок из‑за недостаточности времени и отсутствия здоровой доли критического мышления на всех уровнях власти при планировании. Возможно, что национальные цели, озвученные Владимиром Путиным в Послании в 2018 году, были слишком завышенными, однако правительство тем не менее приняло их. Вероятно, это было сделано механически, оно статистически подвело плановые показатели по национальным проектам под национальные цели и «попросило» в добровольно‑принудительном порядке все это принять региональные власти. А теперь, когда становится очевидна недостижимость плановых показателей по этим проектам, их начинают пересматривать, причем, чтобы не трогать национальные цели президента, пересматривают лишь показатели в краткосрочном периоде, задвигая проблемы в долгий ящик», – говорит Быков.
«Нацпроекты для государства – это в первую очередь тестирование возможностей бюрократической машины работать на пределе своих возможностей, – считает Николаев. – Узкие временные рамки и масштабные задачи потребовали срочных изменений буквально во всех сферах деятельности правительства от госзаказов и до надзора. А социальный эффект от реализации нацпроектов вновь переносится, в этот раз на 2020 год».
Финансовый директор финтех-маркетплейса VR_Bank Роман Ромашевский видит несколько причин проблем с реализацией нацпроектов: «Традиционная проблема расходования бюджетных средств – длительная процедура проведения тендеров, доведения лимитов бюджетных средств, которая приводит к серьезному сдвигу расходов на четвертый квартал, особенно по проектной деятельности, не повторяющейся из года в год. Поскольку национальные проекты «обложены» KPI (ключевыми показателями эффективности – «НГ»), а связь между фактом расходов и достижением KPI не линейная, и существует временной лаг, то вполне закономерно отставание от KPI по итогам календарного года». Эксперт считает, что часть этих причин можно устранить, изменив, например, методику расчета (как в случае с численностью занятых в субъектах МСП). «Другая часть носит системный характер и не поддается корректировке, – продолжает он. – Например, льготные кредиты для МСП, «освоенные» только на 30%, пользуются меньшей популярностью в том числе из-за серьезных требований к бизнесу при выдаче и высоких рисков, и по совокупности факторов иногда становятся менее выгодными, чем обычный кредит в банке или привлечение прямых инвестиций».«Пока что никаких изменений в обозначенных в 2018 году нацпроектах не произошло, хотя еще во втором квартале нынешнего года отставание от графика по некоторым из них было слишком очевидным, - сказал «НГ» начальник отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарек Авакян. –Я думаю, что сместятся сроки реализации некоторых нацпроектов, а также механизмы финансирования и объем финансирования, и возможно еще изменится система реализации на региональном уровне и система контроля на федеральном уровне».
То, что власти задумались о привлечении оборонных заводов - это вполне нормально и объективно, считает эксперт. «Оборонные предприятия долгие годы жили за счет госзаказа, который с 2020 года будет сокращаться (план по обновлению военной техники почти полностью выполнен). Поэтому, чтобы заводы не простаивали, их нужно загружать заказами, если не военными, то гражданскими, а поскольку сами эти заводы работать в гражданских секторах (особенно на экспорт) пока не научились, фактически предполагается их загружать теми же госзаказами, но уже гражданскими», - поясняет Авакян.
То, что сами власти заявляют о неудачах в широко анонсированных нацпроектах – это очень хорошо, считает эксперт. «Я считаю, что признание проблемы – первый шаг на пути к ее решению. Мне сложно рассуждать, почему власти на самом высшем уровне заговорили о проблемах только сейчас, а не тогда, когда все было очевидно, но я думаю это и бессмысленно, самое главное – проблему признали, и надеюсь, что действительно начали что-то с этим делать», - говорит Авакян.
комментарии(0)