Повседневные покупки некоторым гражданам не по карману. Фото PhotoXPress.ru |
Жители России в основном могут позволить себе очень скромные повседневные траты. Около 15% граждан расходуют не более 200 руб. в день, или до 6–6, 2 тыс. руб. в месяц.
Треть граждан – 33% опрошенных – тратит на повседневные покупки от 201 до 500 руб. в день, или от 6–6,2 до 15–15,5 тыс. руб. в месяц. Еще 31% респондентов в состоянии потратить от 501 до 1 тыс. руб. в день, то есть от 15–15,5 до 30–31 тыс. руб. в месяц. Свыше 1 тыс. руб. ежедневно расходуют около 12% опрошенных. Остальные затруднились с ответом.
Эти данные следуют из опроса, проведенного в конце октября специалистами Левада‑Центра по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди примерно 1600 респондентов в возрасте от 18 лет. В ходе опроса выяснялось, каким способом россияне предпочитают оплачивать повседневные покупки и сколько они в принципе на них тратят.
Есть и альтернативные оценки. Например, как сообщил в начале ноября исследовательский холдинг «Ромир», типичная российская семья в среднем за неделю тратит на повседневные товары около 4,5 тыс. руб. Это примерно 640 руб. в день.
А в конце октября «Ромир» сообщал, что «33% покупателей стараются приобретать товары более дешевых брендов; каждый пятый россиянин (22%) покупает только те товары, которые он точно будет использовать; 17% покупателей выбирают товары по промоакциям и скидкам, а также ищут магазины со специальными предложениями». Сокращают частоту похода в магазин с целью уменьшения трат 12% респондентов, и лишь 16% россиян не экономят, уточнили исследователи.
Напомним, по данным Росстата за первое полугодие 2019‑го, доходы ниже величины прожиточного минимума, составившего во втором квартале 11,2 тыс. руб. в месяц, получали 13,5% населения РФ.
И это при том, что почти такая же доля граждан, судя по опросу Левада‑Центра, может тратить в течение месяца на повседневные покупки сумму, которая почти вдвое меньше прожиточного минимума. Из чего можно сделать вывод, что реальная ситуация с бедностью в стране значительно хуже, чем фиксирует официальная статистика.
Хотя некоторые опрошенные эксперты предостерегли от далеко идущих выводов о ситуации с бедностью по результатам опроса. Мнение граждан часто формируется под действием эмоций, результаты опросов не конкурируют с данными статистики, а скорее дополняют ее важными деталями, замечает доцент Российского экономического университета Ольга Лебединская.
Профессор кафедры статистики МИРЭА Татьяна Бурцева обратила внимание на то, что опрос Левада‑Центра все же проводился с целью определить степень использования населением разных способов оплаты повседневных покупок. И скорее всего в ходе этого опроса респонденты не учитывали расходы на услуги и на непродовольственные товары, которые при этом учитывает Росстат и на которые приходится существенная доля затрат граждан. «К повседневным относят обычно расходы на продукты питания и проезд», – уточнила эксперт.
Но, как отметил директор офиса «БКС Брокер» Вячеслав Абрамов, в любом случае «в таких условиях тяжело ждать экономического роста, так как бизнес страдает из‑за низкого или вообще отсутствующего спроса на свою продукцию».
По данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), в третьем квартале 2019‑го реальные располагаемые доходы населения были примерно на 6,6% ниже среднеквартального уровня докризисного 2013 года.
Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, напитками, табачными изделиями в сентябре 2019‑го оказался ниже среднемесячного значения 2012 года на 7,5%, а непродовольственными товарами – превысил этот уровень лишь на 1,3%, сообщает ЦМАКП.
Исследование, проведенное специалистами компании GfK, позволяет судить о том, как сокращаются расходы россиян на некоторые виды товаров, в частности – на овощи. За период с июля 2018‑го по июнь 2019‑го объем покупок свежих овощей в России в натуральном выражении сократился почти на 5% по отношению к аналогичному периоду годом ранее.
«Есть несколько причин отрицательной динамики в покупках свежих овощей. С одной стороны, это сравнительно высокие цены. Средняя цена на овощи за последние 5 лет выросла на 22% в сравнении с докризисным периодом 2014 года, – поясняют исследователи. – С другой стороны, для тех, кто стремится к экономии и/или разнообразию, есть выбор, на что тратить свой бюджет. Для сравнения, 1 кг свежих овощей (в среднем по категории) стоит 56 руб. А цена за упаковку круп – 49 руб., макарон – 41 руб.».
комментарии(0)