Для оптовых потребителей электроэнергии ситуация с энергоценами остается сложной: ФАС подозревает генерирующие компании в сознательном их завышении в первом полугодии этого года, а «Совет рынка» прогнозирует, что в 2020‑м рост цен будет выше инфляции. Эксперты критикуют подходы регуляторов, которые не считают высокие цены проблемой и не ставят во главу угла их сдерживание, хотя возможности для этого есть.
В конце октября СМИ сообщили о проводимой ФАС проверке генерирующих компаний в связи с завышенными ценами на оптовом рынке электроэнергии. «По предварительным результатам анализа выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны нескольких групп лиц генерирующих компаний, действия которых выразились в подаче завышенных ценовых заявок на рынке на сутки вперед (РСВ), – рассказал журналистам замглавы ФАС Виталий Королев. – Особое внимание было уделено ценовым заявкам, уровень которых превышал среднерыночные индексы более чем на 30%. В настоящее время проводится дополнительная проверка наличия признаков согласованных действий данных групп лиц для принятия окончательных процессуальных решений».
По данным «Коммерсанта» (28.10.19), завышение ценовых заявок спровоцировало резкий рост стоимости энергии в первом полугодии: в европейской части РФ и на Урале (первая ценовая зона) он составил 10,2%, в Сибири (вторая ценовая зона) – 11,3%, а переплата промышленности и госструктур, по подсчетам ассоциации «Сообщество потребителей энергии», достигла 60 млрд руб.
Как сообщается, после начала расследования цены на РСВ начали падать. Хотя, как показывает еженедельный мониторинг рынка электроэнергии и мощности, проведенный «Советом рынка» за период 25–31 октября, скачки энергоцен по‑прежнему происходят. Согласно документу, в Сибири средневзвешенный индекс равновесных цен за неделю вырос сразу на 44, 3%. Одна из причин – изменение ценовой структуры предложения ТЭС: «Сократились объемы с ценами в заявках ниже равновесной цены предшествующего периода. В результате объем относительно эффективного предложения значительно снизился и цены в ценовой зоне выросли».
По мнению начальника департамента развития оптового рынка ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Михаила Бирюкова, объективных факторов для резкого роста цен на электроэнергию в этом году не просматривается. «Объем электропотребления остается на уровне прошлого года и не мог послужить причиной роста цен, поэтому мы не исключаем, что ценовой скачок мог произойти из‑за необоснованного завышения цен в заявках поставщиков и сговора энергокомпаний», – предполагает эксперт. «У генерирующих компаний есть возможность влиять на цены, но не думаю, что им для этого нужен сговор. Если нет формального сговора, то даже совместные действия в сторону роста цен не являются преступлением или нарушением правил рынка», – уточняет завлабораторией прогнозирования ТЭК Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Валерий Семикашев.
Энергоцены, как ожидается, будут расти высокими темпами и в будущем году – об этом говорят прогнозы, подготовленные «Советом рынка» (есть в «НГ»). Рост цен на электрическую энергию и мощность в 2020 году по сравнению с текущим годом, по предварительным данным, в первой ценовой зоне составит 1,6 и 9,3% соответственно, во второй ценовой зоне – 3,8 и 11,6%. Исходя из прогнозов, рост одноставочной цены может составить в первой ценовой зоне 5,3%, во второй ценовой зоне – 7,4%. Ключевым фактором роста традиционно являются платежи за мощность построенных электростанций по договорам предоставления мощности (ДПМ) и другие нерыночные надбавки.
Как отмечал «Коммерсант» (21.10.19), согласно годовым отчетам «Совета рынка», для Сибири прогнозируемый на 2020 год рост цен на энергию и мощность будет самым большим с 2017 года. Важный нюанс в том, что, согласно президентскому поручению, энергоцены не должны расти быстрее инфляции. Между тем инфляция по прогнозу Минэкономразвития в следующем году составит 3%.
Валерий Семикашев называет одной из причин опережающего роста энергоцен для оптовых потребителей перекрестное субсидирование: «Для населения цены не должны превысить инфляцию. Это будет выполнено. Это один из факторов, почему для бизнеса они растут быстрее».
«Регулятор в лице «Совета рынка» старается балансировать между всеми ограничениями (инфляцией, попыткой сократить излишнюю мощность, надежностью системы, реальной картиной на рынке). Мне не нравится подход в целом. Целью должно быть снижение цен и повышение конкуренции через более сбалансированную структуру мощностей по видам генерации, более качественные инвестиционные решения. Сейчас же все решения принимаются почти в ручном режиме, цены уже высокие (а это не проговаривается как негатив)», – констатирует эксперт.
«Прогнозы на следующий год оптимизма не добавляют, цены на электроэнергию снова будут расти выше темпов инфляции. Считаем, что у регулятора есть возможности для сдерживания ценового роста, в первую очередь за счет сокращения разнообразных нерыночных надбавок к цене мощности и перекрестного субсидирования, включая межтерриториальное, – настаивает Михаил Бирюков. – Их суммарный объем, по данным «Совета рынка» и Минэнерго России, уже достиг 890 млрд руб., или около трети конечной цены электроэнергии».
А главная проблема, по мнению Валерия Семикашева, заключается в неэффективной работе рынка электроэнергии и мощности в средне- и долгосрочной перспективе: «В нем придумывается много плохих решений, а последствия – высокие цены».
комментарии(0)