Министры правительства Дмитрия Медведева убеждают иностранных бизнесменов в улучшении предпринимательского климата в России на заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям. Фото со страницы Дмитрия Медведева в «ВКонтакте»
Ключевые проблемы при ведении бизнеса в РФ – это политические риски и санкции, они отодвинули на второй план экономическую нестабильность и курсовые колебания. Это следует из опроса предпринимателей, результаты которого обнародовала Финско‑российская торговая палата (ФРТП). Представители зарубежного бизнеса, опрошенные «НГ», предупреждают: крайне рискованно пытаться покорить российский рынок без какой‑либо подготовительной работы, предполагающей налаживание в том числе личных связей с нужными людьми. Ключевой вопрос для иностранных предпринимателей – действительно ли российский рынок незаменим.
Крупнейшие проблемы предпринимателей при ведении бизнеса в России связаны с политической ситуацией, рисками и санкциями, сообщила ФРТП в исследовании «Барометр финско‑российской торговли» по итогам опроса, проведенного осенью среди почти 300 финских компаний, работающих в РФ.
О том, что политические и санкционные риски сейчас одна из самых главных проблем, заявили 32% респондентов. Этот вариант обогнал и экономическую нестабильность вместе со слабым спросом (такую проблему упомянули 26% участников опроса), и колебания курса рубля (23%).
Как следует из исследования, раньше фиксировались относительно долгие периоды, когда предприниматели считали главным препятствием для своего развития в РФ финансовые и экономические факторы. Так, курсовые колебания признавались самой главной проблемой для иностранного бизнеса в России в период с весны 2015‑го по осень 2016‑го. Хотя и политический фактор в моменты обострений тоже ранее уже выходил на первый план.
«Компании, которые работают в РФ уже давно, знают, что бизнес‑среда в России находится в волнообразном состоянии», – отмечает глава отдела международных отношений Ассоциации финских предпринимателей Томас Палмгрен. Но, по его словам, финскому качеству доверяют, и это позволяет торговым и экономическим отношениям двух стран развиваться.
Согласно опросу, за последние 12 месяцев 27% респондентов инвестировали в Россию. Правда, инвестиции делались в основном в дочернюю компанию или представительство, а не в новые производства, не в открытие торговых площадей, не в совместные предприятия. При этом 28% участников опроса планируют инвестировать внутри России в течение следующих 12 месяцев. По сравнению с осенью 2017 года ситуация незначительно, но улучшилась.
Многие опрошенные «НГ» представители иностранного предпринимательского сообщества пояснили, что делать в России бизнес наобум нельзя, требуется серьезная подготовительная работа. И под подготовительной работой понимается не только учет возможных экономических издержек, изучение бюрократических и законодательных тонкостей, но и налаживание контактов с «нужными людьми»: от будущих бизнес‑партнеров до представителей власти разного уровня. Помимо этого предприниматели указывают на необходимость локализации производства в случае серьезных намерений по отношению к рынку РФ.
В частности, как говорит президент Schneider Electric в России и СНГ Йохан Вандерплаетсе, в РФ нужно быть «местными» для клиентов, локализовывать производство, центры компетенции и развивать отношения с российскими партнерами. «В России доверие не просто слово, – продолжает он. – Российская непредсказуемость пугает многие компании. Некоторые навсегда уходят с рынка РФ. Но те, компании, которые остаются, дают сигнал российскому сообществу: раз компания осталась в стране, на нее можно рассчитывать». В России очень важен личный контакт, продолжает собеседник издания: «Как только у вас возникает личное доверие, появляется очень много возможностей. В каком‑то смысле это даже лучше, чем подписанный контракт».
«Если на рынке появляется новая компания, к ней сначала присматриваются. Здесь очень важно завоевать доверие, а это требует времени, знаний, доработок, локализации продукта и каналов коммуникаций с потенциальными клиентами. Отсюда первый совет по работе в РФ – выход на российский рынок должен быть стратегическим решением, а не ответом на сезонный всплеск спроса», – говорит гендиректор компании Generix Group Vostok Жислан Ватело.
Второй совет – нужно понимание законодательства, потребностей и ожиданий заказчиков, специфики рынка и ментальности. «Напоследок советую не радоваться слишком рано и не ждать быстрого возврата инвестиций», – добавляет он.
«Специфика локального рынка диктует индивидуальные правила, по которым этот рынок работает на текущий момент. Но со всем этим можно работать. Мы как компания, имеющая офисы во всех странах, в том числе в России, можем точно это подтвердить», – продолжает президент компании Wainbridge Майкл Белтон.
При этом участники рынка признают, что для успешной работы в РФ нужно четкое понимание, почему компания должна расширять свое присутствие именно в России. Важен ответ на вопрос: насколько рынок РФ незаменим для конкретной компании и насколько сама эта компания незаменима для российской экономики.
«Россия – отличный рынок для масштабирования уже сложившегося бизнеса с именем, историей и известным продуктом. Тут много запросов, но элементарно далеко не для всех бизнес‑идей есть инструменты эффективной реализации», – говорит Жислан Ватело.
По его словам, можно назвать два примера, когда приходят в Россию: «Первый – когда тут уже есть часть знакомой экосистемы, работают те же поставщики, доступна та же инфраструктура, поддерживаются схожие бизнес‑процессы. Второй – наоборот, когда узкоспециализированные компании тиражируют свой опыт на новую территорию, предлагая эффективный инструментарий для локальных игроков».
В региональных сводках новостей действительно можно найти сообщения о намерениях самых разных стран инвестировать в РФ в различные региональные проекты, курируемые местными властями, а также налаживать поставки товаров. Один из недавних примеров – стремление Исландии налаживать деловые контакты на Дальнем Востоке. Как сообщала чрезвычайный и полномочный посол Республики Исландия в Москве Берглинд Асгейрсдоттир, исландские компании, занимающиеся инжинирингом, производством высокотехнологичного рыбоперебатывающего оборудования, рассматривают возможности для участия в программе модернизации дальневосточного рыболовного флота и прибрежной переработки. Эта тема обсуждалась в том числе с губернатором Камчатского края Владимиром Илюхиным.
Глава Адыгеи Мурат Кумпилов и посол Королевства Бахрейн в РФ Ахмед Аль‑Саати в четверг договорились о сотрудничестве в сфере экономики, туризма и культуры. «Есть ряд направлений, по которым мы можем сотрудничать. Это касается экспорта сельскохозяйственных продуктов и древесины», – сообщил Ахмед Аль‑Саати. Кумпилов заявил, что Адыгея, в свою очередь, заинтересована также в привлечении иностранных инвестиций.
Власти Ленинградской области и Турция намерены развивать сотрудничество в сфере сельского хозяйства, энергетики, экологии, производства автокомпонентов, стройматериалов и строительства в целом, а также в туристической сфере.
Соответствующие договоренности, как передают информагентства, были достигнуты на этой неделе на встрече губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко с послом Турецкой Республики в России Мехметом Самсаром.
комментарии(0)