Гендиректор Фонда ЖКХ Константин Цицин согласился с критикой программы капитального ремонта. Фото с сайта www.fondgkh.ru
Созданная в РФ схема оплаты капремонта многоквартирных домов не работает. Региональные программы ремонтов не выполняются. А ветхого и аварийного жилья все больше, сообщает Счетная палата (СП). Среди причин ухудшения качества жилого фонда аудиторы называют слишком низкие платежи населения, которые якобы вдвое ниже экономически обоснованного размера. Чтобы остановить деградацию жилищного фонда, власти предсказуемо могут выбрать самый простой вариант – повысить платежи населения за будущий ремонт многоквартирных домов.
Реализация региональных программ капремонта многоквартирных домов пока себя не оправдала: состояние жилого фонда не улучшается, утверждают аудиторы Счетной палаты.
Количество аварийных многоквартирных домов в РФ выросло с 2014 по 2017 год на 24,5%. Уже в 75 регионах страны утверждены планы сокращения перечня и видов работ по капремонту, который финансируется за счет взносов граждан. Еще в девяти регионах по состоянию на 1 августа 2019 года подобные планы находятся в стадии утверждения.
В регионах РФ отмечается систематическое невыполнение краткосрочных планов капитального ремонта – в среднем на 20%.
А невыполнение краткосрочных планов ремонта ведет к увеличению остатков неиспользованных средств фондов капремонта. К концу первого полугодия 2019 года в фондах капремонта уже скопилось более 140 млрд руб. Рост объема неиспользованных средств за последние два года превысил 27%.
Согласно данным Росстата и Минстроя, объем жилого фонда, имеющего износ от 66 до 70% и выше, не только не сокращается, а даже имеет тенденцию к увеличению, признают аудиторы СП.
«Бюджетные деньги на проведение капремонта практически не привлекаются. Граждане перечисляют деньги из своих, как правило, небольших доходов в виде взносов, а государство должно улучшить условия их проживания, проведя капремонт в установленные сроки и с надлежащим качеством», – рассказывает аудитор Светлана Орлова.
По ее словам, местные чиновники предоставляют недостоверные данные о состоянии многоквартирных домов и износе их конструктивных элементов. Кроме того, чиновники списывают деньги на ремонт тех домов, которые уже невозможно восстановить. В программы капремонта систематически включаются аварийные дома, подлежащие сносу и реконструкции, или ветхие дома, ремонт которых экономически нецелесообразен. Так, с 2017 по 2019 год Фонд ЖКХ выявил более 10 тыс. таких домов, говорит Орлова.
«Невыполнение краткосрочных планов обусловлено не только плохой организацией работы регионального оператора, но и отсутствием надлежащего контроля за его деятельностью со стороны региональных органов власти», – подчеркивает аудитор.
Нехватку денег на ремонт аудиторы называют «недостаточной финансовой устойчивостью региональных программ». К началу текущего года финансовое обеспечение региональных программ составляло только 55%. «В большинстве регионов минимальный размер взноса на капремонт почти в два раза ниже экономически обоснованного размера. Причина в том, что субъекты устанавливают его с учетом доступности для граждан при существующем у них уровне доходов», – пояснила Светлана Орлова.
«В 2020 году в капитальном ремонте будет нуждаться 1,7 млрд кв. м жилья, стоимость ремонта составит около 5 трлн руб. Эти цифры звучали при принятии поправок в Жилищный кодекс в 2012 году. С тех пор ежегодно фиксируется, что в рамках программы удается профинансировать ремонт всего 10% жилого фонда, нуждающегося в нем. Сохранение существующей системы взносов в неизменном виде подразумевает лишь два возможных сценария развития ситуации. Либо в ближайшие несколько лет необходимо увеличивать сборы на капремонт для граждан, либо объем отремонтированного жилья будет сокращаться», – объясняет гендиректор компании «Апри Флай Плэнинг» Владимир Савченков. При этом он напоминает, что цены на строительную продукцию ежегодно растут в среднем на 3–5%.
Регионам нужно не повышать взносы для населения на капремонт, а обеспечивать повышение уровня жизни в субъектах РФ. Нужно привлекать бизнес к решению социальных проблем и снижать коррупционные риски в сфере ЖКХ. Особенно это важно на фоне инициатив по запуску Всероссийской программы реновации жилья, что в перспективе потребует еще большей бюджетной нагрузки», – считает доцент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Максим Соколов.
«Проблема неэффективности программ капремонта не в том, что взносы с граждан слишком маленькие, а в том, что чиновники слишком много воруют. Поэтому нужно не взносы поднимать, а воровать поменьше. Лично я и многие мои знакомые уже сталкивались с последствиями хищений – это низкое качество материалов и некачественное исполнение работ, которые явно не соответствуют изначальным планам и сметам. К сожалению, не знаю ни одного, кто был бы доволен исполнением так называемого капитального ремонта. Можно посоветовать правительству наладить контроль за расходованием собираемых с граждан средств на капитальный ремонт», – говорит руководитель аналитического центра «ИНКОМ-Недвижимость» Дмитрий Таганов.
«В условиях сокращения реальных доходов населения и роста цен на коммунальные услуги накопить достаточные средства на капремонт невозможно. Требуется прямое государственное финансирование программ капитального ремонта, причем в этом должен играть главную роль федеральный бюджет, который буквально переполнен деньгами – с начала года профицит составил 2,6 трлн руб. (около 4% ВВП)», – считает управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая. Повышение взносов на капремонт в нынешних условиях она считает нелогичным. Тем не менее она предполагает, что увеличение взносов все же произойдет – и скорее всего в ближайшие годы, если не месяцы.
«Власти должны понять, что основной инструмент борьбы с проблемой ветхого жилья – это новое жилищное строительство и повышение доступности новостроек для основной массы населения. Сейчас же ситуация такова, что количество застройщиков сокращается (ввиду низкой рентабельности бизнеса, особенно в регионах), цены на жилье растут, а ипотека остается дорогой. В такой ситуации жилищный фонд страны не может обновляться естественным образом через рыночный механизм», – утверждает Литинецкая.
«Боюсь, что сама эта тема сейчас может спровоцировать решения федерального правительства об изменении системы оплаты капремонта. Причем ждать, что она будет отменена, или снижена не приходится», - заявил «НГ» депутат Госдумы Михаил Щапов. После повышения пенсионного возраста и ставки НДС, с учетом состояния региональных бюджетов, попытка повысить взносы на капремонт более чем вероятна, говорит Щапов. «Чтобы выявить проблемы в системе капремонта, нужно комплексное исследование эффективности работы фондов с привлечением различных экспертов, органов госвласти, правоохранительных структур и т.д. Нужно понять истинную причину роста количества домов в аварийном состоянии. Скорее всего она лежит в сфере эффективности управления средствами фондов. Уж точно не в том, что граждане плохо или мало платят», - считает депутат.
комментарии(1)
0
Александр Жмыриков 06:13 06.11.2019
«Проблема неэффективности программ капремонта не в том, что взносы с граждан слишком маленькие, а в том, что чиновники слишком много воруют. Поэтому нужно не взносы поднимать, а воровать поменьше" - полностью согласен. Еще бы добавил, что у партии власти нет политической воли для обуздания коррупционеров. Сталина надо поднимать из могилы.