Фото Pixabay.com
Завлабораторией редактирования генома ФГБУ им. В.И. Кулакова Денис Ребриков сообщил, что клонирование – «лучший способ размножения», потому что он позволяет получить заранее известный, гарантированный результат. Если же добавить к нему редактирование генома, тогда появляется возможность корректировать некоторые характеристики, подгоняя результат под заранее поставленные задачи. Об этом ученый рассказал в рамках форума VestiFinance.
По его словам, в некоторых странах технология клонирования уже используется в промышленности: например, она стала «одним из способов воспроизводства ценных сельскохозяйственных животных». В частности, Ребриков упомянул такие страны, как Австралия, Новая Зеландия, Китай. «Если говорить о крупном рогатом скоте, то фермеры очень хотят получить одинаковых животных как по мясу, так и по молоку», – уточнил Ребриков. Судя по объяснениям ученого, в ряде случаев, будь то производство мраморной говядины или молока для сыров, даже не обязательно клонировать животных-«рекордсменов», нужны просто животные с идентичными характеристиками.
Отвечая на вопрос «НГ», Ребриков сообщил, что в России на сегодняшний день на фермах практически нет клонированных животных. «Это пока только-только развивающаяся у нас технология. Хотя все фермерское сообщество очень хочет, чтобы ее внедрили», – уверен ученый. Как ожидает Ребриков, «через небольшое количество времени мы увидим рост этой индустрии в России».
Клонирование крупного рогатого скота и других животных для дальнейшего производства продуктов питания – это не фантастика, говорит директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда. «Исследования ведутся десятилетия. По публикациям видно, что и в России», – замечает эксперт. Так что наука развивается, эта тема уже не шокирует. Но полноценное применение на практике, по крайней мере в России, все же пока под вопросом.
Шагайда уточняет, что «современные технологии позволяют массово получать животных для производственных целей с однородными и очень хорошими характеристиками и без клонирования». Эксперт указывает на затратность процесса, предполагающего индивидуальную работу с отдельным животным. Кроме того, как замечает Шагайда, «клонировать животных с современными характеристиками для следующего этапа использования в сельском хозяйстве вряд ли целесообразно: они устареют». Наконец, не только экономический аспект становится поводом для дискуссий, еще больше сомнений у экспертного сообщества возникает по поводу психологических и моральных аспектов внедрения подобной технологии.
«Предложения об использовании метода клонирования для масштабного воспроизводства животных сельскохозяйственного назначения в Минсельхоз России не поступали», – сообщили «НГ» в пресс-службе министерства. В ведомстве отметили, что «в настоящее время клонированием занимаются научные институты в рамках проведения научно-исследовательских работ». «О распространении данного метода биотехнологии в промышленном масштабе речи не идет лишь по одной причине, связанной с первым правилом селекции – сохранением биоразнообразия», – добавили в Минсельхозе.
«В ближайшей перспективе научно-исследовательскими институтами планируется продолжить работы по изучению клонирования животных… для отработки методологической части вопроса. Финансирование данной научно-исследовательской работы предусматривается в виде государственных заданий… Использование метода клонирования целесообразно рассматривать для получения выдающихся животных (уникальные экземпляры)», – считают в Минсельхозе.
комментарии(1)
0
dlz 06:32 05.11.2019
Россия и так вышла на первое место по импорту племенного скота, интерес к продукции селекционеров у нас гигантский. Клонирование используется, конечно, не для производства мяса, а для быстрой репликации особей со схожими характеристиками. Но наш минсельхоз все еще предпочитает приобретать продукты селекции, а не сами эти технологии. Что касается общества, оно все еще находится в плену пропагандистов уровня доктора Малышевой. В конце концов, технологию одобрили институты, как FDA или World Bank.