Чилийцы протестуют против либеральной модели экономики. Фото Reuters
Либеральные реформы в Чили до сих пор считают образцом для России. Но нынешние массовые протесты чилийцев показывают, что сворачивание социального государства и насаждение либеральных приоритетов делают общество нестабильным. Даже западная пресса признает, что массовые беспорядки – это протест населения против чилийской модели экономики, которая ориентирована на экспорт полезных ископаемых, рост неравенства, приватизацию медицины, образования и пенсионной системы. И этот список проблем очень похож на болевые точки России, власти которой также стремятся максимально изолировать население от экспортных доходов страны.
Еще недавно российские чиновники объявляли чилийские реформы образцом для РФ. А президента РФ Владимира Путина называли российским Пиночетом (экс-министр экономики Евгений Ясин и другие). Да и сегодня многие мечтают о проведении в РФ либеральных реформ по образцу «чикагских мальчиков» в Чили. Россию и Чили роднит зависимость от сырьевого экспорта, и именно к опыту Чили следует обращаться в борьбе с рецессией в России, рассуждала первый зампредседателя Центробанка Ксения Юдаева.
Сейчас любителей чилийских реформ почти не слышно. Тем более что в этой стране президент Себастьян Пиньера отправляет свое правительство в отставку в надежде избежать ее самому.
Напомним, протесты в Чили формально начались из-за повышения цен на проезд в общественном транспорте в Сантьяго. И недовольство повышением цен на проезд понятно. Чилийцы, получающие минимальную зарплату, в итоге вынуждены тратить на транспорт до 20% своих доходов. Однако проблема не только в ценах на метро, подчеркивают эксперты.
Первопричина текущего конфликта была заложена еще во время проведения экономических реформ при Аугусто Пиночете, в рамках которых была частично разрушена социальная система страны, а пенсионная и медицинская системы были приватизированы. Эти реформы создали растущий класс граждан с ненадежным доступом к государственным услугам и льготам и резко усилили неравенство. Впоследствии проводилось частичное реформирование пенсионной системы, доступа граждан к образованию, однако результаты этого не слишком устроили чилийцев. В итоге к негодованию в связи с повышением тарифов на проезд прибавилось и недовольство низкими зарплатами, пенсиями, социальными выплатами, высокой стоимостью услуг здравоохранения и образования.
При этом Чили – формально одна из самых благополучных стран Латинской Америки. Однако это не помешало жителям страны провести в прошлую пятницу один из самых масштабных митингов. Напомним, в столице Чили – Сантьяго – на улицы вышло около 1,2 млн человек, это даже больше, чем в 1988 году, когда Чили протестовала против тогдашнего президента страны Аугусто Пиночета. Сегодня люди протестуют против существующей экономической модели.
После миллионных протестов власти обещают ввести меры по устранению неравенства в сфере пенсионного обеспечения и здравоохранения. Так, Пиньера обещает повысить минимальную пенсию на 20% и гарантировать минимальную зарплату в размере 480 долл. в месяц.
Если приглядеться, то многие сегодняшние экономические требования чилийцев перекликаются с российскими реалиями.
К примеру, по коэффициенту Джини, показателю, измеряющему уровень неравенства, Чили занимает одно из худших мест в списке стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Чилийский индекс Джини равен 0,46, где 0 – полное равенство, а 1 – полное неравенство. Чили, таким образом, попадает в число стран с наибольшим неравенством среди группы из 30 самых богатых стран мира. При этом доход самых богатых чилийцев в 13,6 раза выше, чем у самых бедных жителей.
Как следует из анализа Центра микроданных Университета Чили, с августа 2017 года по август 2019 года в среднем 10% населения зарабатывало в 7,8 раза больше, чем остальные 90%. «Только 20% занятых сообщали, что ежемесячные доходы превышают в среднем 778 долл., тогда как медиана составляет примерно 500 долл. в месяц», – сообщал чилийский портал BioBio.
В России коэффициент Джини составляет близкие 0,33. При этом в РФ на 10% самых обеспеченных россиян приходится около 83% всего личного благосостояния в стране. В РФ нынешний уровень концентрации богатств выше, чем в США.
Растет и уровень безработицы в Чили. Как следует из данных того же Центра микроданных, уровень безработицы в Большом Сантьяго составляет сегодня 8,3%, что на 1,2 процентных пункта (п.п.) выше, чем годом ранее. Самый высокий уровень безработицы оказывается среди молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет – 18,5%.
Общее недовольство положением дел в стране демонстрируют и результаты социологических опросов. Так, 72% чилийских работников заявляют, что хотели бы работать за пределами страны. Основная причина – поиск лучших социальных и экономических возможностей. Именно недовольство текущими экономическими и социальными условиями в стране стимулирует людей задумываться о переезде.
Людей беспокоит не только неравенство в доходах, но и неспособность накопить на старость. Чилийцев не устраивает и существующая в стране пенсионная система, которая целиком опирается на частные пенсионные фонды. К примеру, с 2016 года по стране прокатывалась серия протестов против частной пенсионной системы. Пенсионные накопления аккумулируются в нескольких частных фондах, которые управляют суммой, превышающей 200 млрд долл., что составляет две трети от всего ВВП Чили. Однако пенсионные выплаты в итоге не оправдывают ожиданий чилийцев.
Людям обещали, что они будут получать на пенсии 70% от заработной платы, если будут отчислять на пенсии 10% своих доходов в течение 37 лет. В итоге, по данным ОЭСР, в среднем простой чилиец сможет претендовать на пенсию, составляющую менее 40% от зарплаты. И это при том, что средняя заработная плата позволяет обеспечивать себя лишь минимально необходимым. К тому же около трети чилийцев заняты лишь в неформальном секторе. В большинстве стран бремя пенсионных накоплений и пенсионного обеспечения поделено между работниками, государством и работодателями. Но в Чили о пенсии должен заботиться только сам работник.
Невысокое отношение пенсий к зарплатам роднит Россию и Чили. В РФ, правда, это отношение даже меньше чилийского. По последним данным, коэффициент замещения зарплат пенсионными выплатами составляет в РФ только около 30%.
К низким пенсиям и зарплатам добавляется неудовлетворенность людей уровнем образования и здравоохранения. Эксперты указывают на продолжающиеся в Чили процессы приватизации образования и медицины, а качество государственной медпомощи и образования в стране оставляет желать лучшего. Схожие процессы мы сегодня наблюдаем и в России, когда уровень недовольства качеством государственной медицины волнообразно нарастает.
Некоторые эксперты текущие волнения в Чили называют протестом среднего класса, который в результате перехода многих базовых потребностей в частный сектор либо лишен возможности получать качественное образование и медпомощь, либо вынужден платить за это неподъемную цену. Так, по оценкам, средняя семья в Чили около 10% своих доходов может тратить на пенсионное обеспечение, и еще около 40% – на выплаты за свое обучение и обучение своих детей. В итоге это привело к росту долговой нагрузки чилийских домохозяйств. По данным Центробанка Чили, многие семьи тратят больше 70% своих доходов на погашение долгов. В России показатель долговой нагрузки, как правило, ниже. И в среднем российская семья тратит менее 30% своих доходов на покрытие кредитов. Однако если тенденции к деградации государственной медицины и образования вкупе с дальнейшей ориентацией властей на частную пенсионную систему продолжатся, не исключено, что совокупные траты россиян возрастут.
Еще недавно Чили признавалась одной из самых богатых и стабильных стран Латинской Америки. Страна, которую называли «экономическим чудом» в среднем росла в три раза быстрей всей Южной Америки. Причина – экономические реформы при Пиночете, сделавшие экономику Чили одной их самых открытых в обеих Америках. Сегодня ВВП Чили на душу населения составляет около 14,6 тыс долл. Для сравнения, ВВП РФ на душу населения – 10,2 тыс долл.
Эксперты «НГ» соглашаются, что определенные параллели между российской и чилийской экономикой напрашиваются. «Сырьевая направленность не гарантирует стабильности и является причиной периодических кризисов, а социальное неравенство и бедность являются основанием для общественного недовольства. Однако в Чили в отличие от России лучше качество институтов, в частности судебной системы и защиты частной собственности», – замечает старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов. В этом смысле для РФ вывод от происходящего в Чили очевиден – нужно больше социально поддерживать малоимущих и не допускать произвола монополий, в том что касается повышения тарифов, рассуждает он.В структуре валовой добавленной стоимости (ВДС) Чили в 2017 году только 25,6% приходилось на добычу полезных ископаемых, в то время как в России эта цифра близка к 30%, отмечает доцент российского экономического университета им Плеханова Ольга Лебединская. «Однако в Чили минимальные экспортные барьеры и практически отсутствует протекционизм. Благодаря этому, список стран-импортеров чилийской продукции давно перевалил за цифру 150». – подчеркивает она. Главные проблемы чилийской экономики – зависимость экономики от цен на медь, обеспечение внутреннего рынка продовольственными товарами и, как и у нас – преобладание сырья в структуре экспорта. «По сути, Чили – сырьевой придаток США, а причины развития «чилийского экономического чуда» носили скорее внешний, чем внутренний характер», – считает Лебединская.
комментарии(0)