Учрежденная группой «Сибантрацит» Дмитрия Босова проектная компания «Северомуйский тоннель – 2» и ее подрядчик «ТрансТоннельГрупп» приступили к реализации проекта по строительству второго Северомуйского тоннеля для расширения самого узкого места на БАМе. Управляет ходом строительных работ УК «ВостокУголь». 15-километровый Северомуйский тоннель по сложности проходки едва ли имеет аналоги в мире. Руководитель проекта, один из ведущих специалистов в области тоннелестроения, гендиректор ООО «ТрансТоннельГрупп» Игорь УСОЛЬЦЕВ рассказал журналисту «НГ» Татьяне АСТАФЬЕВОЙ обо всех этапах строительства.
– Игорь Александрович, перед вами стоит амбициозная задача: всего за пять лет – в 2024 году – завершить проект по строительству второго Северомуйского тоннеля и запустить движение поездов, увеличив тем самым его пропускную способность с 16 до 100 миллионов тонн грузов в год. За плечами у вас строительство тоннелей к сочинской Олимпиаде, строительство железнодорожных тоннелей на Дальневосточной, Красноярской и Восточно-Сибирской железных дорогах, станций Большой кольцевой линии московского метро, реставрация Рокского тоннеля. Сейчас сроки – сжатые, проходка – сложнейшая. На кону – ваша профессиональная репутация. Почему и ради чего вы взялись за этот проект?
– Построить Северомуйский тоннель для строителя-тоннельщика – это как спортсмену завоевать золотую медаль Олимпиады. Задачи при реализации предстоит решать масштабные: это и сложная геология, и большой водопроток, и гидростатическое давление, и немалое количество разломов. Уверен, для любого тоннельщика принять участие в таком проекте – большая честь. Это будет самый протяженный и самый сложный в техническом плане тоннель в России.
– Большому проекту был дан шумный старт?
– У нас в коллективе не принято делать пафосных стартов, всегда стартуем потихоньку. В середине августа высадили на восточном портале десант, возвели палаточный городок, разместили первую группу рабочих и приступили к подготовке общежития и возведению завода по производству железобетонной обделки. Планируем его построить и запустить уже в первом квартале 2020 года. И начнем накапливать железобетонную обделку для американских тоннелепроходческих комплексов Robbins.
Сейчас ведем работы параллельно: и согласование, и подготовку проекта. С РЖД, которые будут эксплуатировать будущий тоннель, обсуждаются вопросы получения технического задания на его проектирование с указанием конкретных параметров. «Минскметропроект», являющийся главным проектировщиком, к началу следующего года обязуется выдать стадию П для прохождения экспертизы.
– Почему выбраны щиты компании Robbins?
– Мы абсолютно уверены в технологиях Robbins и качестве их универсальной машины Crossover. Для этого проекта она наиболее подходящая. Машина имеет возможность вести проходку как в режиме открытого, так и закрытого забоя. У нее есть система опережающего бурения для инъекционной цементации горного массива в сложных геологических условиях. Другие известные производители тоннелепроходческих комплексов не готовят универсальные машины. С применением аналогичной машины той, что мы заказали, был реализован проект в схожих геологических условиях в США. Robbins готов к любой нестандартной ситуации, защита главного подшипника рассчитана на давление в 30 бар – это столб воды в 300 метров.
– Проходческие машины готовят по индивидуальному заказу?
– Конечно, они уникальные. Разрабатываются и строятся под конкретные технические задания и геологию специально для Северомуйского тоннеля.
– Сколько их будут строить?
– По контракту с Robbins от июня 2019 года изготовление первого проходческого щита занимает 11 месяцев, в конце весны 2020 года машина должна стоять на стапелях на заводе, и мы ее примем в собранном виде. Две недели осуществляются приемка и тестирование в холостом режиме, после чего она будет разбираться совместно с нашими специалистами, которые и будут участвовать в сборке этих машин на месте. Плюс отработают взаимодействие со специалистами компании Robbins. Затем – отправка через Владивосток.
– Почему вы не заказали одновременную поставку сразу двух проходческих машин?
– Сроки по изготовлению проходческих машин максимально сжатые. Исходя из этого мы попросили компанию Robbins уделить максимум внимания производству первой машины в срок. Вторая машина будет идти с отставанием 2,5–3 месяца от первого комплекса. Учитывая имеющийся опыт по сборке и запуску машин, как раз за эти три месяца мы соберем и запустим первую машину. В сборке машин в круглосуточном режиме участвуют как минимум 70–80 человек. Плюс сопровождающий персонал на машинах и механизмах. Бригада, которая занималась сборкой первой машины на восточном портале, переместится на западный.
– Когда начнется проходка? Специалисты Robbins будут в ней участвовать?
– Специалисты компании Robbins, согласно контракту, дают полное инженерное сопровождение при сборке, тестировании и проходке первых 200 метров. Проходка первой машины с восточного портала начнется в четвертом квартале 2020 года. А в первом квартале 2021 года запускаем вторую машину с запада.
– С какой скоростью идут машины?
– Есть минимальный параметр проходки – 300 метров в месяц. При этом мы не забываем, что Robbins является одним из рекордсменов по скорости проходки в скале со скоростями в месяц до километра. Скорость машин зависит в том числе и от накопленной железобетонной обделки. Ее должно быть в избыточном количестве. Поэтому с первого квартала 2020 года мы начинаем изготавливать обделку и часть перевозить через перевал для второй машины на западный портал.
– Почему начинаете движение с востока?
– Геология с восточного портала более благоприятная, поэтому там и планируется запуск первой машины. Предполагаем, что данная машина пройдет большую дистанцию при максимальной скорости. Возможно, 10 километров из 15. А значит, на западный портал придется возить меньше железобетонной обделки для производства работ.
– Машины одинаковые?
– Практически близнецы. Но на «западной» машине более усилена и без того мощная система защиты подшипника. Если вдруг на восточной стороне мы встретим сильно обводненную зону, то проблем не будет, так как обе машины оснащены системой разведывательного бурения и опережающего бурения с цементированием массива.
– Какие работы останутся после проходки?
– После того как закончится проходка, машины разберут, удалят с объекта, начнется бетонирование основных конструкций, верхнего строения путей, монтаж водоотводной системы, вентиляции, контактной сети, обустройство пожарных трубопроводов, установка освещения и других инженерных систем. Этой работы – на год. После санации машины можно применять на других объектах.
– Первый тоннель ремонтировать придется?
– Новый тоннель проектируется таким образом, что скорость движения поездов может составить 120 километров в час. На плановые 100 миллионов тонн в год можно выйти и без ремонта. На мой взгляд, чтобы обеспечить одинаковую проездную способность двух тоннелей, верхнее строение путей первого тоннеля нужно реконструировать.
– Сами РЖД планировали построить тоннель за 10 лет. Сможете ли вы уложиться в пять?
– РЖД планировали строить дополнительную штольню, использовать другие тоннелепроходческие комплексы. Это бы и потребовало больше времени. Я видел документы 1974 года по первому Северомуйскому тоннелю. Тогда сразу после первого тоннеля планировалось строить второй. И на плане была единственная штольня. Мы фактически воплощаем замысел 1974 года.
– Тоннель будут строить не только и даже не столько технологии, сколько люди. Вахтовый метод строительства стал в современной России популярным способом работы как для специалистов ИТР, так и для проходчиков. Он себя оправдывает?
– В советские времена строились не вахтовые поселки, а целые городки со своей инфраструктурой: больницей, детским садом, школой. Люди там жили не выезжая, весь период стройки. И многие оседали. Я застал эти поселки, когда строился первый Северомуйский тоннель. Мы тогда все ездили туда: все подразделения «Бамтоннельстроя» на конечной фазе участвовали в завершении строительства данного объекта.
В современной России ситуация изменилась в связи с тем, что перешли на вахтовый метод. Социалку построенных поселков и городков тащить очень тяжело: создавать и ликвидировать. Проще организовать ритмичную работу специалистов вахтовым методом.
– Как вы набираете команду?
– У нас большой опыт подбора персонала. На данный момент привлекаются все специалисты, которые ранее занимались тоннелестроением. В основном наши работники – выходцы из «Бамтоннельстроя». Большинство рабочих высокой квалификации, такие как пилот машины, электрослесарь, слесарь, проходчик и горнорабочий. Проходчики – в основном универсалы, которые умеют строить под землей.
У нас специалисты работают вахтовым методом в режиме месяц через месяц – это подавляющее большинство, около 99% от общего числа работников. Несколько руководителей и специалистов будут постоянно проживать на объекте с семьями.
– Первый тоннель строили тысячи специалистов единовременно. Сколько всего человек будет задействовано в строительстве второго тоннеля?
– Вахтовые городки восточного и западного порталов в пик нагрузки могут размещать до 900 человек единовременно. Через месяц их вахтой меняет еще 900 человек. Это время, когда максимально насыщено все производство, активная работа на ходках от штольни в сторону основного тоннеля.
– Специалисты молодые?
– Средний возраст работников на строительстве тоннеля будет 30–35 лет. Они работают, как правило, все годы строительства объекта. Иногда их переводим на другие объекты. Коллективы у нас стабильные, текучка кадров минимальная. Есть опыт работы с обучением персонала и присвоением аттестационными комиссиями разряда. Ранее у нас всегда проходило обучение приходящее молодое поколение.
– Будете ли привлекать к работе местных жителей?
– Сегодня в Северомуйске живет примерно 800 человек. Среди них многие работают в качестве обслуживающего персонала железной дороги, есть и люди, которые вахтами работают на строительстве тоннелей. Возможно, они будут также привлекаться для работы у нас. Можно привлечь местных жителей даже на инженерно-технические вакансии, а также для решения административно-бытовых вопросов (уборщики, фельдшеры, медики, учетчики, табельщики). Если их квалификация будет позволять, нет никаких проблем для работы на строительстве тоннеля.
– Как мотивируете команду?
– Достойной заработной платой, длительностью проектов. За 15 дней вырабатывается месячная норма, поэтому вахтовики получают зарплату каждый месяц, работая вахтовый месяц без выходных. Попасть в бригаду проходки хотят многие. У нас разработана и применяется система баллов за каждое пройденное кольцо (полтора метра готового тоннеля), в том числе и штрафные баллы, чтобы не допустить брака при высоких скоростях проходки. В конце отчетного периода эти баллы складываются у каждого звена. Лучшее звено получает премию генерального директора. Никого не нужно загонять в забой – люди сами идут зарабатывать.
– Соцсоревнование в действии?
– Безусловно! Командный соревновательный дух дает отличный результат.
комментарии(0)