1
12101
Газета Экономика Печатная версия

27.10.2019 20:24:00

Налоги в РФ выросли в 2,5 раза

От финансовой нагрузки на предприятия выигрывают только сырьевики и Минфин

Тэги: налоги, несырьевой сектор, ввп, инфляция, минфин, мэр


налоги, несырьевой сектор, ввп, инфляция, минфин, мэр Рост налоговых платежей несырьевого сектора в расчете на одно предприятие.Источник: Институт экономики роста

За последние 10 лет налоги в несырьевом секторе выросли в 2,6 раза, а в сырьевом секторе – в 2,2 раза, подсчитали в Институте Столыпина, наблюдательный совет которого возглавляет уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. Если в 2008 году одно предприятие несырьевого сектора в среднем выплачивало в казну 1,2 млн руб., то в 2018-м уже 3,2 млн. С 2008 по 2018 год количество таких предприятий сократилось на 12% – с 4,7 до 4,2 млн.

Больше всего фискальная нагрузка выросла в торговом секторе – в 4 раза (с 0,4 млн руб. до 1,6 млн), а количество предприятий в нем уменьшилось почти на 30% (с 1,8 до 1,3 млн). То есть почти все сокращение количества предприятий произошло за счет торговли.

«Наши данные показывают, что несырьевой сектор подвержен повышенной налоговой нагрузке по сравнению с компаниями, работающими в нефтегазовой и других добывающих отраслях. Сумма уплаченных налогов в расчете на одно предприятие без учета страховых взносов выросла за 10 лет в 2,6 раза в несырьевом секторе и только в 2,2 раза в сырьевом», – говорит директор Института экономики роста им. П.А. Столыпина Анастасия Алехнович.

236-4-2 copy350.jpg
Сокращение числа предприятий несырьевого сектора.
Источник: Институт экономики роста
Она отмечает, что все это время в правительстве говорили о необходимости снизить зависимость России от экспорта нефти и газа, перейти к новой несырьевой модели развития экономики. «На практике видно, что этого не происходит, в том числе из-за повышения налогов, которые мешают развиваться предприятиям и частным предпринимателям. Более того, доля несырьевого сектора в ВВП России в последние годы снижается, что еще больше показывает, что уйти от традиционной сырьевой модели экономики до сих пор не удалось», – говорит Алехнович.

Исследование института показало, что в структуре национального ВВП в 2018 году доля сырьевого сектора резко выросла – до 15,4%, тогда как в 2017 году она составляла 12,9%, в 2016-м – 11,4%. В целом за последнее десятилетие доля сырьевого сектора не превышала 12,9% в структуре ВВП.

В Минэкономразвития недавно рассказывали, что ухудшение экономических условий привело к закрытию почти 700 тыс. предприятий, точнее, зарегистрированных юридических лиц, которые часто существуют только на бумаге. При этом все предприятия, которые закрылись с середины 2018 по август 2019 года, относились к категории малого и среднего предпринимательства (МСП). По данным Федеральной налоговой службы, к началу сентября в России действовало 2,4 млн юрлиц, а за четыре года их число уменьшилось на 5,2%.

Эксперты считают, что к сокращению количества предприятий приводит не только непомерная налоговая нагрузка, но и более жесткое регулирование, а также современные технологии.

«Сокращается серая и нелегальная доля ВВП. В последние годы характерна ситуация, когда реально действующие предприятия не регистрируют большого количества своих дочерних компаний, как это делали раньше для «оптимизации» налогообложения. Кроме того, из-за развивающихся платежных технологий все больше предприятий и предпринимателей переходят на электронные, а следовательно, прозрачные платежи», – пояснил «НГ» инвестиционный менеджер компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин.

Как бы то ни было, по его словам, налоговая нагрузка на предприятия в РФ относительно высокая, хотя в регионе есть страны, где налоги еще выше, – Таджикистан и Белоруссия.

«В России, по данным исследования PwC, основанного на данных Всемирного банка, общая налоговая нагрузка (на прибыль, труд, косвенные платежи) составляет 47,5% по итогам 2018 года. Для сравнения: средний мировой показатель составляет 40,5%, средний по региону (в который входят, например, Казахстан и Турция – 33,4%), а вот в Белоруссии и Таджикистане показатель гораздо выше российского – 52,9 и 66,2% соответственно)», – рассказывает Нигматуллин. По его мнению, российский уровень налогов весьма высок, к тому же правительство не сдерживает своих обещаний по неизменности фискальной системы, что также может приводить к сокращению числа бизнесов или уходу их в тень.

Что касается усиления налогового бремени в большей степени именно на несырьевой сектор, то, по мнению Нигматуллина, это может объясняться тем, что многое сырьевые компании с госучастием потенциально обладают повышенными лоббистскими возможностями, кроме того, снижение для них налогового бремени может быть «платой» за геополитическую нагрузку.

Эксперт также подчеркивает, что рост налоговых платежей во многом объясняется инфляцией. «90% роста налоговых платежей съедается инфляцией, – говорит Нигматуллин. – За 10 лет с 2008 года она составила 113%, следовательно, только за счет этого налоговые платежи выросли у компаний в 2,13 раза».

«За последние 10 лет налоговая нагрузка на российский бизнес выросла более чем вдвое, – подтверждает финансовый аналитик компании «БКС Премьер» Сергей Дейнека. – Это относится и к предприятиям сырьевого сектора, и к бизнесу несырьевых секторов, где рост налоговой нагрузки хотя и связан с трендом на обеление экономики, но только отчасти, и это не отменяет усиливающегося давления на предпринимателей со стороны растущей налоговой нагрузки».

При этом оценки, демонстрирующие меньший рост налогового давления на компании сырьевого сектора, могут не учитывать многие изменения, которые вводятся в отношении сектора «в моменте», говорит эксперт. «Недавно Минфин сделал временную надбавку к НДПИ (налог на добычу природных ископаемых. – «НГ»), который является основным налогом для нефтяников, постоянной. Это повышает давление на бизнес и наверняка скажется на инвестиционных программах компаний сырьевого сектора. В целом, по нашему мнению, речь идет о тотальном росте фискальной нагрузки, для сохранения бюджетного профицита и финансовой стабильности в целом даже в ущерб экономическому росту».

Хотя Минфин в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020–2022 годы обещал не менять в России в ближайшие три года налоговую политику, бизнесмены и эксперты пока с недоверием относятся к таким посылам. У всех слишком сильно засела в памяти история с налогом на добавленную стоимость (НДС). Еще в марте 2018 года первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов на встрече с президентом Владимиром Путиным говорил, что налоговое бремя в стране увеличивать не планируется, власти, мол, будут повышать собираемость существующих налогов. Но с 1 января 2019 года НДС был увеличен с 18 до 20%.

По данным Минфина, в 2018 году налоговая нагрузка выросла на 2,45 процентных пункта и превысила 32,7%, хотя за 2012–2017 годы она не опускалась ниже 28,5% ВВП (при расчете в ведомстве учитывают все налоги и сборы, таможенные пошлины, страховые взносы и прочие обязательные платежи).

Рост в 2018 году Минфин объясняет увеличением курса валют и коэффициента в формуле расчета ставки НДПИ при добыче нефти. Без учета налогов в нефтегазовом секторе фискальная нагрузка за год почти не изменилась – 23,7% ВВП в 2018 году. По данным ведомства, в среднем уровень нагрузки на экономику неналоговых платежей не превышает 1% ВВП. То есть с их учетом общая нагрузка превысила 33,5%.

Глава ВТБ Андрей Костин на днях назвал налоговое бремя на нефтегазовый сектор РФ чрезвычайно высоким и призвал государство подумать над дальнейшим совершенствованием налогообложения в отрасли. «Повысить эффективность новых месторождений, а также привлекательных инвестиций в новые проекты можно совершенствованием фискальной системы. Здесь последнее слово, конечно, за государством», – отметил он. А вице-премьер Юрий Трутнев заявил, что власти РФ планируют дать льготы для добычи нефти и газа на шельфе Арктики, в том числе в виде снижения НДПИ на 5% в течение 15 лет.

Что касается несырьевого сектора, то на защиту его значительной части опять стал Антон Силуанов. Налоговая нагрузка в России на малый бизнес не увеличится до 2024 года, заявил он на днях. «В течение шести лет, до 2024 года, никаких налоговых повышений не будет. Это однозначно, и эта позиция будет выдерживаться», – сказал Силуанов. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Полтора года высоких кредитных ставок так и не привели к снижению инфляции

Полтора года высоких кредитных ставок так и не привели к снижению инфляции

Михаил Сергеев

Движется ли РФ к макроэкономической стабильности – большой вопрос

0
5671
О развороте на глобальный Юг, его особенностях и проблемах

О развороте на глобальный Юг, его особенностях и проблемах

Развивающиеся страны задыхаются от задолженности, инфляции, отсутствия долгосрочных инвестиций и доступа к рынкам

0
5489
Потребление больше не поддерживает российскую экономику

Потребление больше не поддерживает российскую экономику

Михаил Сергеев

Обрабатывающая промышленность стала единственным драйвером роста ВВП

0
5956
Россияне торопятся заработать на вкладах

Россияне торопятся заработать на вкладах

Анастасия Башкатова

Средневзвешенная ставка быстрых депозитов превышает 20% годовых

0
2891

Другие новости