Потребители все чаще продают и покупают товары в интернете. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
В России бурно растет рынок интернет-торговли между частными лицами. За два года он увеличился в денежном выражении почти в два раза и составил около 570 млрд руб. Трудно даже предположить, что еще в российской экономике сейчас растет такими темпами. По мнению экспертов, главное объяснение, почему россияне все чаще продают друг другу через интернет бывшие в употреблении электроприборы, одежду, обувь, детские товары и т.п., кроется в развитии интернет-технологий, делающих такое взаимодействие быстрым и удобным. Однако можно предположить, что есть и другая причина, связанная со стремлением граждан найти выгодные предложения в условиях крайне нестабильных доходов.
Рынок торговли между частными лицами в интернете в денежном эквиваленте вырос на рекордные 92,5% за два года, составив 568 млрд руб. в 2019-м против 295 млрд в 2017-м. Такие данные содержатся в совместном исследовании Авито и Data Insight.
Упомянутые примерно 570 млрд руб. – это почти 5% от всего оборота розничной торговли непродовольственными товарами по итогам января–сентября 2019 года, составившего около 12,6 трлн руб. Розничная торговля непродовольственными товарами растет сейчас в России на 1,6% в год (по итогам девяти месяцев), что не идет ни в какое сравнение с ростом почти на 50% в год, который демонстрирует частная онлайн-торговля.
Как замечают исследователи, количество частных продавцов растет быстрее, чем покупателей: «В 2019 году количество продавцов и покупателей составило 14 и 12 млн соответственно, два года назад аналогичное соотношение было 8 к 10 млн».
«Продавцов по-прежнему больше среди молодой аудитории: основная возрастная категория продавцов, как и ранее, – 25–34 года, но ее доля сократилась с 47% в 2017-м до 37% в 2019-м, – добавляют исследователи. – При этом на 8 процентных пунктов (п.п.) увеличилась доля более возрастной категории (35+) и незначительно, на 2 процентных пункта, – доля молодой аудитории 18–24 года». Похожие тенденции и среди покупателей.
Среди продавцов преобладают граждане со средним доходом: их доля достигает почти 80% и в 2017-м, и в 2019-м. Исследователи описали, между какими двумя полюсами находятся, по их оценкам, граждане со средним доходом: «Низкий доход – когда не хватает денег на еду. Высокий доход – когда хватает на машину и квартиру/дом или как минимум на машину».
Чаще всего граждане продают электронику и бытовую технику (23% опрошенных), одежду и обувь (18%), детские товары (16%), автозапчасти – 9% и т.д. Средний чек в 2019-м почти не изменился по сравнению с 2017-м, составив чуть больше 3 тыс. руб. Количество сделок выросло за анализируемый период с 90 млн до 177 млн.
Опрошенные «НГ» эксперты уточняют, что в продажах из рук в руки нет ничего необычного, этот вид торговли был распространен и раньше, только объявления размещались не в интернете, а в прессе и т.п. Но сейчас этот вид продаж действительно получил второе рождение – благодаря распространению интернет-технологий, делающих такое взаимодействие граждан более удобным и быстрым.
«Один из факторов, который стимулирует развитие торговли между физлицами, – стремительный рост электронной коммерции», – говорит гендиректор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. «Основная причина – рост опыта использования интернета россиянами, – соглашается аналитик компании «Финам» Леонид Делицын. – По исследованию, доля жителей небольших городов среди продавцов выросла с 14 до 23%, а доля жителей столиц упала с 37 до 24%. Жители небольших населенных пунктов нашли возможность отправлять товары и получать за них оплату».
Есть версия, что также сказывается мода на шеринговую экономику и осознанное потребление, связанные с отказом покупать новые товары – например, детские вещи, которые через полгода-год могут оказаться уже ненужными.
Наконец, у такого бурного роста рынка частных продаж есть и другие объяснения: сказываются застой в российской экономике, многолетний период падения и стагнации доходов населения. Одни граждане стремятся продать потерявший актуальность товар и вернуть хотя бы часть потраченных денег; другие пытаются найти товары по более выгодным ценам, пусть и бывшие в употреблении.
Как при этом замечает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал, для некоторых, уже, скажем так, не совсем частных продавцов такой канал продаж – способ избежать уплаты налогов. В этом случае не требуется снимать торговые площади, не нужно хранить и размещать ассортимент, не надо устанавливать кассовые аппараты, по мере получения товара покупатель пересылает деньги продавцу на карту, перечисляет эксперт.
комментарии(0)