Объединение сетей целесообразно только в случае сдерживания роста энергоцен, считают потребители. Фото с сайта www.kubanenergo.ru
Федеральные органы власти пока не определились с целевой моделью консолидации электросетевого комплекса и видят в нем существенные риски – такой вывод можно сделать из заседания экспертных секций комитета Госдумы по энергетике, прошедшего на прошлой неделе (материалы заседания есть в «НГ»). Одним из камней преткновения остается вопрос об источнике финансирования выкупа сетей: ранее в правительстве было согласовано направление на эти цели средств инвестпрограмм территориальных сетевых организаций (ТСО) без повышения сетевого тарифа, однако, как показала дискуссия, скорее всего тариф все же вырастет. Энергопотребители настаивают на том, чтобы консолидация проходила не из тарифных источников.
Консолидация разрозненных сетей предусмотрена Стратегией развития электросетевого комплекса России, принятой в 2013 году. На первом этапе количество ТСО было сокращено более чем с 3 тыс. до более 1,5 тыс., и сегодня «Россети» через свои территориальные компании контролируют около 75% распредсетей в стране. Слишком большое количество ТСО, согласно положениям стратегии, может привести к рискам в отношении работы электросетевого комплекса и неоптимальному распределению ресурсов, связанных с его эксплуатацией, поддержанием и развитием, а также к дестабилизирующему воздействию на тарифную систему.
По умолчанию считается, что главными центрами консолидации станут ТСО «Россетей», хотя в стратегии об этом прямо не говорится. Ранее госкомпания скупала независимые сетевые организации за счет собственной прибыли. На новом этапе, согласно разработанному Минэнерго проекту, расходы будут включаться в инвестпрограммы, а значит, в тариф для потребителей. При этом в протоколе совещания у вице-премьера Дмитрия Козака 28 августа оговаривается, что из-за этого тариф не должен вырасти – но как этого добиться, пока не вполне понятно (см. «НГ» от 30.09.19). Более того, на заседании экспертных секций комитета Госдумы по энергетике некоторые независимые ТСО выразили уверенность, что рост тарифа неизбежен.
Такая перспектива не устраивает крупных промышленных энергопотребителей: доля платежеспособного потребления в энергосистеме постоянно снижается, а увеличение тарифа естественных монополий будет только усугублять процесс, отмечалось на заседании. Затраты, вызванные ростом тарифа из-за консолидации сетей, лягут дополнительным бременем на промышленность, причем в двукратном размере: напрямую и через рост перекрестного субсидирования льготируемых групп энергопотребителей. Поэтому инициативы Минэнерго и «Россетей» планомерно подталкивают единую энергосистему к фрагментации, считают потребители: подключение к ней для крупного бизнеса уже стало крайне непопулярным с точки зрения окупаемости новых проектов. Вместо тарифных источников предлагается направлять на консолидацию прибыль «Россетей», кредиты, а также выручку от продажи пакетов акций «дочек» компании – эта мера прописана в Стратегии развития электросетевого комплекса.
Другое опасение связано с отчетливой перспективой, что в рамках консолидации энергопотребителям придется заплатить за приобретение сетевых объектов, создание которых ими уже было оплачено через тариф ранее, – и возможно, это произойдет не один раз, поскольку никаких ограничений проект Минэнерго не содержит. Недопустимость повторной оплаты содержится в протоколе совещания у Дмитрия Козака, но, как это будет реализовано, также пока не вполне понятно, хотя представитель ФАС отметил на экспертном заседании в Госдуме необходимость всестороннего анализа инвестпрограмм сетевых организаций, чтобы не допустить двойных затрат потребителей. Но и это еще не все: ранее на совещании у вице-премьера было также принято решение и об исключении возможности возврата за счет тарифа расходов, понесенных на консолидацию, если она не принесла запланированной экономии.
Еще одним пунктом противоречий стало непонимание, кто и кого должен консолидировать: ФАС и потребители считают, что центрами консолидации могут выступать любые эффективные ТСО (необязательно «Россети»), при этом есть опасение, что под скупку попадут в первую очередь эффективные компании, а неэффективные окажутся за периметром консолидации – это не решит проблем надежности и разрозненности сетей. А чтобы разговор об эффективности работы «Россетей» был более предметным, эксперты договорились приглашать на следующие дискуссии в Госдуму представителей Счетной палаты.
Консолидация целесообразна только в случае естественного сдерживания роста тарифов на электроэнергию, подчеркивают энергопотребители: они напомнили, что средства, высвобождаемые от сокращения ТСО ранее, должны были направляться на сокращение перекрестного субсидирования, однако вместо этого пошли на компенсацию выпадающих расходов сетевых организаций.
В целом предложенный механизм выкупа сетей за счет промышленных энергопотребителей не соответствует ни одному критерию, заложенному в Стратегии развития электросетевого комплекса, говорится в материалах, подготовленных «Сообществом потребителей энергии» к заседанию (есть в «НГ»): нет механизма определения более эффективной сетевой организации для проведения консолидации (отсутствует конкурс), в сферу тарифного регулирования не внедрены инструменты сравнительного анализа и усиления требований к качеству и надежности энергоснабжения, в качестве источника финансирования не предполагается использование денежных средств инвесторов. Проект Минэнерго также не соответствует целям совершенствования государственной политики по развитию конкуренции, определенным указом президента от 21 декабря 2017 года, так как вводит преференции для отдельных ТСО, носит дискриминационный характер и не способствует формированию благоприятного инвестиционного климата в отрасли, считают в ассоциации.
комментарии(0)