Фото Sefa Karacan/Anadolu Agency/Getty Images
Многие россияне разочарованы в капитализме, с ностальгией вспоминают СССР и гораздо меньше, чем жители других стран соцлагеря, одобряют сдвиги к демократии. К такому выводу пришли в американском исследовательском центре Pew Research Center по итогам проведенного в августе опроса в 17 странах, включая 14 стран ЕС, Россию, Украину и США. Результаты опроса сравнивались с аналогичными исследованиями 1991 и 2009 годов.
Почти во всех странах – участницах опроса из бывшего «Восточного блока» большинство людей выступает сегодня за рыночную экономику и многопартийную демократическую систему. Растущий уровень жизни, улучшение образования и гордость за собственную страну – наиболее важные причины того, почему большинство жителей Восточной Европы предпочитают капиталистическое настоящее коммунистическому прошлому. Впрочем, большинство опрошенных россиян, украинцев и болгар считают, что сегодня им живется хуже, чем раньше.
Согласно опросу, 53% россиян считают, что экономическая ситуация в 2019 году ухудшилась в сравнении с временами до распада СССР. Факт перехода к рыночной экономике в РФ поддерживают 38% населения, а негативно об этом отозвался 51%. Для сравнения: в Польше одобряют переход к капитализму около 85% респондентов. В Болгарии и Украине недовольны переменами в экономике 38 и 36% соответственно.
При этом Россия оказалась единственной страной, где поддержка капитализма и многопартийной демократии значительно сократилась с 2009 года.
Как и во всех странах Центральной и Восточной Европы, в РФ широко распространено разочарование политическими элитами. Россияне уверены, что именно политики и связанные с ними бизнесмены после перемен с конца коммунистической эпохи получили больше выгоды, чем обычные граждане, отмечает Pew Research Center.
За последние 30 лет доля доходов 80% населения сократились примерно на 21%, а доля доходов группы наименее обеспеченных граждан снизилась за это же время почти вдвое. Такие данные представили в начале октября специалисты Высшей школы экономики (ВШЭ) на научной конференции о динамике среднего класса (см. «НГ» от 03.10.19).
«С 1980 по 2016 год совокупные доходы россиян с учетом паритета покупательной способности (ППС) увеличились на 34%. Но у 50% доходы упали за это время на 26%! У 40% (средних по материальному достатку граждан) доходы выросли на 15%, а 10% наиболее богатых стали за это время богаче на 190%. И это еще не все. Доходы 0,1% населения (прозванных в народе олигархами) возросли на умопомрачительные 2362%. Это почти в 20 раз выше среднемирового уровня», – сказал «НГ» аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. По его мнению, падение доходов значительной части населения и несправедливое распределение материальных ценностей являются важнейшими факторами, которые влияют на отношение россиян к переменам в политике и экономике за последние 30 лет.
«Общей причиной такой реакции можно назвать уже сложившееся ожидания, что благосостояние страны должно постоянно расти, а не просто поддерживаться на каком-то определенном уровне. Доходы граждан начали падать не только в реальном выражении, но и в целом как сумма располагаемых доходов. Это произошло за счет увеличения налогообложения (в том числе косвенного). Этим и объясняется недовольство граждан состоянием их жизни, – сказал «НГ» аналитик долгового рынка компании «Иволга Капитал» Илья Григорьев.
«Значительная часть опрошенных при социализме не жили, представления о том времени у них косвенные, зачастую по полным оптимизма кинофильмам тех времен, – предупреждает Коренев. – Также с ностальгией об СССР могут вспоминать пенсионеры, относящиеся к одним из самых незащищенных слоев населения». Вместе с тем результаты опроса он считает вполне объяснимыми. «Людям не хватает стабильности тех времен, гарантированной работы и пенсии. Они с ностальгией вспоминают о практически бесплатном проезде в общественном транспорте, о том, что о стоимости коммунальных платежей можно было вообще не беспокоиться. При этом люди хотели бы механически соединить в обществе плюсы СССР с плюсами капитализма, от которого все же большинство населения вряд ли откажется (отсутствие очередей, огромный выбор продуктов питания вместо талонов и карточек)», – говорит Коренев.
«Хорошие события в прошлом запоминаются лучше плохих, этим и объясняется романтизация советского периода среди людей от 50 лет: такие явления, как бесконечные очереди, дефицит, карточки, расслоение общества, отсутствие возможности самостоятельно передвигаться не только по миру, но и порой внутри страны, а также многое другое, забываются, – сказал «НГ» директор Академии управления финансами и инвестициями Арсений Дадашев. – Подобные настроения у малоимущих вполне понятны, так как для них мало что изменилось после распада: ввиду экономической ситуации путешествовать и жить полной жизнью могут далеко не все, вот и появляется желание вновь всех уравнять до одного положения в обществе. Интересно, что минимальное количество сожалеющих о распаде СССР было зафиксировано в 2012 году – 49% опрошенных. Именно в этот период Россия достигла пика своего экономического развития».
Когда правительство увеличивает налоги и повышает пенсионный возраст, недовольство населения растет, а «лидеры мнений» получают возможность его монетизировать, считает Дадашев. «Большое количество молодежи, которое проводит много времени в интернете, ежедневно подвергается «красной пропаганде» видеоблогеров, расписывающих преимущества социализма. Не стоит забывать, что в мире сейчас популярны левые идеи, которые в той или иной степени способствуют пересмотру исторического опыта нашей страны», – говорит эксперт.
«Сегодня жизнь даже наименее обеспеченных и бедных семей в России материально выше уровнем, чем советское, весьма средненькое «благосостояние». Но в тисках ежедневных психологических стрессов и финансовой неуверенности люди склонны вспоминать о советском времени только лучшее, хотя материальный уровень за последние десятилетия вырос почти у всех, – говорит шеф-аналитик компании TeleTrade Петр Пушкарев. – Сегодня люди скорее недовольны расслоением, тем, что некоторые живут в тысячи раз лучше, чем остальное население».
«Разрыв между самыми бедными и самыми богатыми у нас нарастает с каждым годом, это происходит на фоне роста и числа, и толщины состояний долларовых миллиардеров, преимущественно выходцев из рядов КПСС, ВЛКСМ, ГРУ и прочих ведомств бывшей великой страны. Политическая и экономическая элиты, наскоро сколотившие себе капиталы в эпоху великого передела, прихватили все самое худшее из эпохи социализма и, приправив самым худшим, что им досталось от завоеваний хищнического капитализма, с каждым днем удаляются все дальше и дальше от народа. Для которого товарное изобилие при отсутствии денежных и других возможностей выглядит как солнечные лучи при тяжком похмелье», – сказал «НГ» руководитель аналитического департамента Международного финансового центра Роман Блинов.
Авторы общественно-политических Telegram-каналов также обращают внимание результаты социологических исследований среди жителей РФ. «Мейстер» обращает внимание на материалы Центра комплексных социальных исследований (РАН), которые фиксируют запрос россиян на эволюционные экономические и политические перемены: «Интерес к материальному благосостоянию не чужд россиянам. Однако цифры опросов явно показывают, что наиболее болезненными для них являются не экономические вопросы, решением которых во многом должны стать нацпроекты, а социальная справедливость и реализация гражданских прав. Очевидно, что для власти сейчас настал идеальный момент для последовательных реформ в этом направлении, тем более, что сейчас количество граждан, которые хотят осторожных реформ, ровно в два раза больше, чем тех, кто хочет стремительных, резких преобразований (60% против 30%)».
Авторы канала «Мюсли вслух» же приводят результаты исследования «Левада-центра», который замерял спонтанный рейтинг доверия политикам (респонденты сами, без подсказки в виде карточки, называют фамилии деятелей, которым они доверяют или не доверяют). «2-е место, сразу после Путина, уверенно занял ответ «Никому не доверяю» (в 2017 он был 5-м). За 2 года доля доверяющих Путину снизилась на 20%, доля никому не доверяющих и затрудняющихся ответить выросла на 14%. Тенденция, правду сказать, тревожная: недоверие и безразличие к политике и политикам опасны для политической системы в целом. Впрочем, до критических уровней (свыше 50%) ещё далеко».
комментарии(0)