Фото by Sefa Karacan/Anadolu Agency/Getty Images
Попытка снизить зависимость валютных резервов от долларов США оказалась для России затратной. Замена «баксов» в резервах РФ валютами других стран привела к потере стоимости резервов примерно на 8 млрд долл. Чиновники считают, что геополитические риски в полной мере оправдывают экономические потери.
По подсчетам агентства Bloomberg, отказ от доллара стоил российскому Центробанку (ЦБ) почти 8 млрд долл. Столько недополучил российский регулятор из-за переориентации на другие иностранные валюты. ЦБ нарастил вложения в такие валюты, как евро и юань, в результате чего упустил укрепление доллара на 6,5%. По расчетам Bloomberg, если бы регулятор сохранил прежнюю долларовую структуру вложений в свои резервы (531 млрд долл.), к марту 2019-го годовая прибыль составила бы около 3,8%.
К слову, на начало октября международные резервы РФ фактически достигли уже 533 млрд долл., следует из данных Центробанка.
Отметим, ранее приводились и более впечатляющие оценки. Так, сам ЦБ в своем обзоре о деятельности по управлению активами в иностранных валютах и золоте сообщал, что за последний отчетный год (с апреля-2018 по апрель-2019) регулятор потерял 20 млрд долл. на курсовых разницах. Основная причина – снижение вложений в американскую валюту (с 43,7 до 23,6%), увеличение доли в евро (с 22,2 до 30,3%) и трехкратный рост вложений в юань (с 5 до 14,2%). Что примечательно, пока что РФ остается крупнейшим в мире держателем резервов в юанях, на страну приходится около 70% от глобального резерва китайской валюты, замечают в банке Goldman Sachs.
В итоге сказалось как снижение доли резервов в долларах, так и снижение стоимости таких валют, как евро и британский фунт. Основной же головной болью властей стала дешевеющая китайская валюта. По оценкам, накопленные убытки ЦБ из-за юаня приближаются к 10 млрд долл.
И если бы структура валютных резервов осталась без изменений – это принесло бы ЦБ как минимум 8 млрд долл., свидетельствуют расчеты компании Finanz.
Изменение структуры валютных резервов Центробанка, млрд долл (Bloomberg). График подготовлен Михаилом Митиным
|
«Период, на протяжении которого «американец» планомерно дорожал, оказался не совсем удачным для дедолларизации», – замечал в СМИ директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики компании «Инстант Инвест» Александр Тимофеев.
Напомним, активно говорить о необходимости «избавиться от доллара» российские власти стали год назад. В частности, разговоры о необходимости дедолларизации экономики РФ начал глава ВТБ Андрей Костин. Он указывал, что нужно расширить использование рубля в международных расчетах. Банкир подчеркивал, что его «план абсолютно долгосрочный и нацелен скорее на изменение тенденции мировой, чем на какое-то сиюминутное одноразовое решение». Дедолларизация экономики должна включать в себя ускоренный переход в расчетах по экспортно-импортным операциям на другие валюты, перерегистрацию крупнейших холдингов в российскую юрисдикцию, переход к размещению еврооблигаций через российский депозитарий, лицензирование всех участников фондового рынка по единым правилам работы, перечислял Костин. Вопрос о дедолларизации российской экономики обсуждался и в связи с расширением западных санкций, усиление которых потенциально могло привести к запрету на расчеты в долларах, считали чиновники. Идеи банкира поддержали в Минфине, Минэкономразвития и Центробанке. Предложение поддержал и президент РФ Владимир Путин (см. «НГ» от 04.10.18).
По мнению экспертов, текущие потери ЦБ можно считать «экономической ценой геополитики». И что интересно, в российском регуляторе эту плату за геополитику также признают. Размещая государственные резервы в иностранные активы, ЦБ учитывает как экономические, так и геополитические риски, объясняла в июне прошлого года глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Решение о снижении доли доллара в резервах – «необходимый шаг» в условиях роста геополитической напряженности, добавляла глава ЦБ. «Мы не валютные спекулянты, мы не пытаемся зарабатывать краткосрочно на колебаниях обменного курса», – подчеркивала Набиуллина. «Мы проводим политику, чтобы резервы надежно хранились и были диверсифицированы», – говорила она.
В то же время полное исключение доллара из резервов сопряжено с «избыточными рисками», замечал глава департамента денежно-кредитной политики ЦБ Алексей Заботкин. Доллары могут понадобиться в условиях кризиса для покрытия долговых обязательств, приводит его слова Интерфакс.
Президент РФ Владимир Путин в начале октября также признавал, что Россия хоть и не ставит своей целью полностью «уйти от доллара», однако «вынуждена думать о том, как обезопасить себя», «диверсифицировать расчеты между странами». Он также отметил, что доллар сокращается как резервная валюта во многих государствах мира, в том числе странах – союзниках США. А санкционная политика США по отношению к другим странам, направленная на ограничение расчетов в долларах, «подрывает доверие к доллару», замечал российский лидер. Использование же американской валюты в качестве политического оружия и вовсе недопустимо, говорил Путин. Широкое использование доллара в международных расчетах дает возможность США вмешиваться в экономические связи третьих стран, добавлял директор департамента Минфина по контролю за внешними ограничениями Дмитрий Тимофеев.
Стремление РФ обезопасить себя от доллара в целом понятно. Другой вопрос: кто от этого действительно остается в выигрыше?
«С одной стороны, объективно существуют санкционные риски, которые могут ограничить для РФ возможность использования своих резервов в долларах. С другой стороны, решение об отказе от доллара может быть реакцией части руководства на усиливающийся экономическо-политический конфликт между США и ЕС. Если это действительно так, то консервативно-либеральное руководство России, поддерживая правящие партии ЕС, таким образом вступает в чужую войну», – замечает аналитик управления операций компании «Фридом Финанс» Александр Осин.
В то же время за последний год международные резервы РФ выросли до 532,9 млрд долл. по состоянию на 4 октября 2019 года, напоминает начальник управления анализа рынков «Открытие Брокер» Константин Бушуев. «Говорить, что ЦБ при этом якобы потерял 8 млрд долл. из-за переоценки других валют, вообще некорректно. Резервы в любом случае должны быть диверсифицированы по валютам, и держать их только в долларе, особенно сейчас, вообще неоправданно», – считает он.
Кроме того, ЦБ – это не спекулятивный фонд, он не играет на акциях, его задача – разместить свои резервы в максимально надежные и ликвидные активы, продолжает руководитель аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев. «В том числе с учетом геополитических рисков. Профит для международных резервов ЦБ не главное. ЦБ преимущественно вкладывается в государственные облигации либо облигации с госгарантиями. При этом основу резервов России, почти 20%, составляет монетарное золото. Оно хранится в России. Его нельзя заморозить в принципе», – резюмирует он.
комментарии(0)