0
4254
Газета Экономика Печатная версия

16.10.2019 19:53:00

Дмитрий Медведев обкатал дорогу

Власти расписались в неспособности содержать инфраструктуру в нормативном состоянии

Тэги: нацпрроекты, дороги, регионы, автошоу, дмитрий медведев


нацпрроекты, дороги, регионы, автошоу, дмитрий медведев В России стабильно сокращается доля дорог с твердым покрытием. Фото РИА Новости

Протяженность отремонтированных дорог становится одним из главных показателей в правительственных отчетах. Хотя, казалось бы, ремонт должен обеспечиваться по умолчанию. Судя по дорожному нацпроекту, государство признало свою неспособность содержать всю дорожную сеть в нормативном состоянии: через шесть лет оно будет контролировать ситуацию в лучшем случае на половине региональных дорог. В стране стабильно сокращается доля дорог с твердым покрытием: она уже составляет около 70% против 85% в 2006-м. Однако это не помешало правительству устроить очередное автомобильное шоу – на этот раз с участием премьера Дмитрия Медведева.

В Екатеринбурге премьер Дмитрий Медведев осмотрел экспозицию Международной специализированной выставки «Дорога-2019» и затем, сев за руль внедорожника Mercedes из кортежа, отправился на совещание по нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги», передает ТАСС.

Говоря о ситуации со строительством дорог и их последующей эксплуатацией, Медведев уточнил, что в рамках федерального проекта «Дорожная сеть» предусматриваются контракты почти на 7 тыс. объектов. «Больше половины из них – местного значения. Это важная часть нацпроекта по дорогам – те самые «дороги к дому», от которых зависит комфорт и благополучие людей», – пояснил премьер.

По его словам, в 2019 году из бюджета на эти цели было выделено более 110 млрд руб. «Сейчас в большинстве регионов завершается приемка и оплата работ, которые выполнили дорожники. Коллеги из Свердловской области нам рассказали, как обстоят дела у них. Все практически закончено», – сообщил Медведев.

Но далеко не везде ситуация столь благополучна. «В нескольких регионах освоено, к сожалению, менее 30% выделенных средств. Даже с учетом сезонных факторов это очень мало. Следовательно, темпы нужно увеличить… Сейчас такая ситуация в Приморье, на Чукотке и в Крыму», – добавил премьер.

Минтранс ранее сообщил, что по состоянию на конец сентября восемь регионов значительно отстают по реализации запланированных на 2019 год дорожных работ в рамках нацпроекта: Забайкальский край, Крым, Ненецкий автономный округ, Тува, Еврейская автономная область, Приморский край, Чечня, Сахалинская область.

Как сообщил, в свою очередь, вице-премьер Максим Акимов, регионы – лидеры по ремонту дорог в рамках нацпроекта получат в 2020 году 16,5 млрд руб. дополнительного финансирования. «Мы проанализируем детально опыт 2019 года – и лидеров, и штрафников. В отношении лидеров практически в три раза увеличен наш призовой фонд на 2020 год – мы разделим 16,5 млрд руб. в качестве дополнительных ресурсов», – пояснил он. По данным Акимова, в настоящее время 13 регионов полностью завершили все дорожные работы, запланированные на 2019 год, еще 30 субъектов РФ «практически к этой точке вплотную подошли».

Глава Минтранса Евгений Дитрих указал на еще одну проблему с финансированием, мешающую выполнению нацпроекта, – «это предоставление авансов на выполнение работ, как принято говорить, «живыми деньгами». 

Министр попросил премьера проконтролировать исполнение Минфином поручений о выплате таких авансов строителям автодорог. «Что происходит сегодня: подрядчик, заключив контракт, вынужден кредитоваться, чтобы начать закупать материалы и, собственно говоря, выстраивать отношения с субподрядчиками», – пояснил Дитрих.

Бросается в глаза, что в отчетах правительства происходит смешение двух таких понятий, как «строительство новых дорог» и «ремонт уже имеющихся»: чаще отчитываются вторым показателем, а не первым. 

Например, накануне совещания Медведева министр Евгений Дитрих сообщил, что «в этом году в целом по России будет отремонтировано 27,5 тыс. км автомобильных дорог, и внутри этой цифры 11 тыс. км – это то, что мы делаем по национальному проекту». Хотя, казалось бы, ремонт и поддержание инфраструктуры в рабочем состоянии должны обеспечиваться по умолчанию, без специальных нацпроектов.

Более того, судя по паспорту упомянутого нацпроекта, даже ремонт дорог – не такая уж простая задача для властей, не говоря уже о строительстве полноценной дорожной сети. К 2024 году доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, составит лишь около 51% против примерно 43%, зафиксированных на конец 2017 года. 

Протяженность дорожной сети растет, однако качество возводимых дорог вызывает вопросы и сомнения. По Росстату, общая протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и местного значения увеличилась за период с 2006 по 2018 год более чем в два раза – до 1,5 млн км. Правда, в последние примерно пять лет дорожное строительство уже почти не росло.  

Одновременно с этим доля дорог с твердым покрытием стабильно сокращается: если в 2006 году она составляла 85%, то на конец 2018-го – около 70%.

«Низкий уровень соответствия нормативным требованиям в существенной степени объясняется хроническим недофинансированием инфраструктуры», – пояснил «НГ» завлабораторией инфраструктурных исследований Института отраслевых рынков РАНХиГС Юрий Пономарев. И, как говорит эксперт, до 2024 года, то есть за 5–6 лет, привести в нормативное состояние всю сеть региональных дорог очень сложно как с точки зрения финансирования, так и с точки зрения наличия физических ресурсов: нужного количества предприятий, сотрудников, материалов.

«Качество российских дорог зависит от большого количества факторов. Это и погодные условия, и недостаток федерального финансирования, и несовершенство законодательной базы, и высокая доля участия посреднических структур, которые влияют на конечную стоимость дорожного покрытия», – перечисляет гендиректор компании «Вальтер Констракшн» Евгений Вальтер.

«Ситуация меняется, и уже на протяжении ряда лет развитию дорожной сети уделяется больше внимания со стороны как федеральных властей, так и руководства регионов», – обращает внимание ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Он уточняет, что объем работ по приведению автодорог в нормативное состояние «столь велик, что нельзя все сделать сразу, на это требуется время». К тому же, как замечает Баранов, «в стране недостаточная дорожная сеть, а значит, перекрывать дороги для их модернизации вряд ли возможно, движение по ним будет продолжаться, что увеличит сроки реализации». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
3397
Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

0
1494
Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Георгий Соловьев

За Московской областью закреплено восстановление сотен объектов в Донбассе и Новороссии

0
5863
Российская экономика опасно приблизилась к стагфляции

Российская экономика опасно приблизилась к стагфляции

Михаил Сергеев

Может повториться сценарий 90-х годов

0
5941

Другие новости