В России стабильно сокращается доля дорог с твердым покрытием. Фото РИА Новости
Протяженность отремонтированных дорог становится одним из главных показателей в правительственных отчетах. Хотя, казалось бы, ремонт должен обеспечиваться по умолчанию. Судя по дорожному нацпроекту, государство признало свою неспособность содержать всю дорожную сеть в нормативном состоянии: через шесть лет оно будет контролировать ситуацию в лучшем случае на половине региональных дорог. В стране стабильно сокращается доля дорог с твердым покрытием: она уже составляет около 70% против 85% в 2006-м. Однако это не помешало правительству устроить очередное автомобильное шоу – на этот раз с участием премьера Дмитрия Медведева.
В Екатеринбурге премьер Дмитрий Медведев осмотрел экспозицию Международной специализированной выставки «Дорога-2019» и затем, сев за руль внедорожника Mercedes из кортежа, отправился на совещание по нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги», передает ТАСС.
Говоря о ситуации со строительством дорог и их последующей эксплуатацией, Медведев уточнил, что в рамках федерального проекта «Дорожная сеть» предусматриваются контракты почти на 7 тыс. объектов. «Больше половины из них – местного значения. Это важная часть нацпроекта по дорогам – те самые «дороги к дому», от которых зависит комфорт и благополучие людей», – пояснил премьер.
По его словам, в 2019 году из бюджета на эти цели было выделено более 110 млрд руб. «Сейчас в большинстве регионов завершается приемка и оплата работ, которые выполнили дорожники. Коллеги из Свердловской области нам рассказали, как обстоят дела у них. Все практически закончено», – сообщил Медведев.
Но далеко не везде ситуация столь благополучна. «В нескольких регионах освоено, к сожалению, менее 30% выделенных средств. Даже с учетом сезонных факторов это очень мало. Следовательно, темпы нужно увеличить… Сейчас такая ситуация в Приморье, на Чукотке и в Крыму», – добавил премьер.
Минтранс ранее сообщил, что по состоянию на конец сентября восемь регионов значительно отстают по реализации запланированных на 2019 год дорожных работ в рамках нацпроекта: Забайкальский край, Крым, Ненецкий автономный округ, Тува, Еврейская автономная область, Приморский край, Чечня, Сахалинская область.
Как сообщил, в свою очередь, вице-премьер Максим Акимов, регионы – лидеры по ремонту дорог в рамках нацпроекта получат в 2020 году 16,5 млрд руб. дополнительного финансирования. «Мы проанализируем детально опыт 2019 года – и лидеров, и штрафников. В отношении лидеров практически в три раза увеличен наш призовой фонд на 2020 год – мы разделим 16,5 млрд руб. в качестве дополнительных ресурсов», – пояснил он. По данным Акимова, в настоящее время 13 регионов полностью завершили все дорожные работы, запланированные на 2019 год, еще 30 субъектов РФ «практически к этой точке вплотную подошли».
Глава Минтранса Евгений Дитрих указал на еще одну проблему с финансированием, мешающую выполнению нацпроекта, – «это предоставление авансов на выполнение работ, как принято говорить, «живыми деньгами».
Министр попросил премьера проконтролировать исполнение Минфином поручений о выплате таких авансов строителям автодорог. «Что происходит сегодня: подрядчик, заключив контракт, вынужден кредитоваться, чтобы начать закупать материалы и, собственно говоря, выстраивать отношения с субподрядчиками», – пояснил Дитрих.
Бросается в глаза, что в отчетах правительства происходит смешение двух таких понятий, как «строительство новых дорог» и «ремонт уже имеющихся»: чаще отчитываются вторым показателем, а не первым.
Например, накануне совещания Медведева министр Евгений Дитрих сообщил, что «в этом году в целом по России будет отремонтировано 27,5 тыс. км автомобильных дорог, и внутри этой цифры 11 тыс. км – это то, что мы делаем по национальному проекту». Хотя, казалось бы, ремонт и поддержание инфраструктуры в рабочем состоянии должны обеспечиваться по умолчанию, без специальных нацпроектов.
Более того, судя по паспорту упомянутого нацпроекта, даже ремонт дорог – не такая уж простая задача для властей, не говоря уже о строительстве полноценной дорожной сети. К 2024 году доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, составит лишь около 51% против примерно 43%, зафиксированных на конец 2017 года.
Протяженность дорожной сети растет, однако качество возводимых дорог вызывает вопросы и сомнения. По Росстату, общая протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и местного значения увеличилась за период с 2006 по 2018 год более чем в два раза – до 1,5 млн км. Правда, в последние примерно пять лет дорожное строительство уже почти не росло.
Одновременно с этим доля дорог с твердым покрытием стабильно сокращается: если в 2006 году она составляла 85%, то на конец 2018-го – около 70%.
«Низкий уровень соответствия нормативным требованиям в существенной степени объясняется хроническим недофинансированием инфраструктуры», – пояснил «НГ» завлабораторией инфраструктурных исследований Института отраслевых рынков РАНХиГС Юрий Пономарев. И, как говорит эксперт, до 2024 года, то есть за 5–6 лет, привести в нормативное состояние всю сеть региональных дорог очень сложно как с точки зрения финансирования, так и с точки зрения наличия физических ресурсов: нужного количества предприятий, сотрудников, материалов.
«Качество российских дорог зависит от большого количества факторов. Это и погодные условия, и недостаток федерального финансирования, и несовершенство законодательной базы, и высокая доля участия посреднических структур, которые влияют на конечную стоимость дорожного покрытия», – перечисляет гендиректор компании «Вальтер Констракшн» Евгений Вальтер.
«Ситуация меняется, и уже на протяжении ряда лет развитию дорожной сети уделяется больше внимания со стороны как федеральных властей, так и руководства регионов», – обращает внимание ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Он уточняет, что объем работ по приведению автодорог в нормативное состояние «столь велик, что нельзя все сделать сразу, на это требуется время». К тому же, как замечает Баранов, «в стране недостаточная дорожная сеть, а значит, перекрывать дороги для их модернизации вряд ли возможно, движение по ним будет продолжаться, что увеличит сроки реализации».
комментарии(0)