Фото Andrey Rudakov/Bloomberg via Getty Images
Несмотря на все усилия властей убедить россиян в улучшении экономической ситуации в стране, граждане этого по-прежнему не замечают. 40% считают, что экономика страны за последний год ухудшилась. При этом каждый четвертый россиянин фиксирует и ухудшение своего материального положения. Таковы выводы экспертов Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики (ВШЭ), проанализировавших потребительские настроения россиян в третьем квартале.
Эксперты напоминают: свои выводы они основывают на анализе опросов 5 тыс. человек. В целом, отмечают исследователи, в третьем квартале наблюдалось некоторое восстановление потребительских настроений российского населения.
В частности, они указывают на некоторый рост индекса потребительской уверенности (ИПУ), который складывается из произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в РФ и оценки населением благоприятности условий для крупных покупок.
В результате, замечают в ВШЭ, ИПУ увеличился по итогам третьего квартала на 2 процентных пункта (п.п.) по сравнению с предыдущим кварталом. Однако, несмотря на это улучшение, его значение (–13%) остается в зоне отрицательных значений, что говорит о низкой удовлетворенности граждан текущими стандартами уровня и качества своей жизни.
И доля респондентов, сообщивших о неудовлетворительном текущем и ожидаемом состоянии личного материального положения, заметно превышала долю людей с обратными мнениями, отмечают ученые. Так, улучшение материального положения за последние 12 месяцев отметили лишь 10% респондентов, тогда как о его ухудшении сообщили 27%. Впрочем, отмечают в ВШЭ, это несколько лучше, чем кварталом ранее. Тогда об ухудшении материального положения говорил каждый третий респондент.
Распределение мнений респондентов о текущем материальном положении. Источник ВШЭ |
Пессимистичные ожидания в целом подкрепляются оценками россиян относительно комфортности текущих условий для крупных покупок и формирования сбережений. К примеру, сообщают экономисты, благоприятными условия для крупных покупок считают около 10% россиян, тогда как почти половина (47%) полагают, что ситуация абсолютно не располагает к крупным тратам.
Схожая картина и со сбережениями. Лишь 7% склонны считать, что условия в стране благоволят к формированию накоплений, тогда как обратного мнения придерживается свыше половины (57%) опрошенных.
Что же касается ожиданий по инфляции в течение следующих 12 месяцев, то они также весьма пессимистичны, продолжают в ВШЭ. «Около 90% респондентов предполагают рост цен, причем более 40% опасаются значительного подорожания потребительских товаров и услуг», – констатируют исследователи.
Распределение мнений респондентов об условиях для крупных покупок. Источник ВШЭ |
В целом, резюмирует директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович, несмотря на то что ИПУ демонстрирует некоторую повышательную динамику, его компоненты достаточно глубоко находятся в зоне отрицательных значений. «Это означает, что респонденты намного чаще дают негативные ответы на все вопросы анкеты обследования, чем позитивные», – говорит он, отмечая, что потребительские настроения в этой зоне могут закрепиться на ближайшие два-три года.
«Главными факторами, влияющими на динамику ИПУ, являются текущая и ожидаемая материальная обеспеченность (реальные располагаемые денежные доходы населения) респондентов, а также их субъективные мнения о текущем и ожидаемом уровне развития экономики страны. К сожалению, эти две компоненты в ближайшие как минимум полтора-два года вряд ли претерпят серьезные позитивные изменения», – сомневается экономист.
Рост потребительских настроений в российских реалиях возможен только при одновременном росте ВВП и реальных доходов населения, тогда как пока в стране по этим двум компонентам наблюдается «странная» разнонаправленная динамика, замечает экономист. При этом Остапкович сомневается в возможности серьезного увеличения этих индикаторов в ближайшем будущем. «Если только не произойдут тектонические позитивные сдвиги с ростом мировых цен на основную продукцию российского экспорта – сырую нефть до уровня почти 140 долл.», – рассуждает он, полагая, что по итогам этого года «реальные доходы населения завершат свой годовой дрейф в нулевой зоне роста».
В то же время проблема роста реальных доходов остается одной из важнейших задач, которую необходимо решать уже «завтра». «Рост реальных доходов обеспечивает не только рост ВВП за счет увеличения платежеспособности и потребительской активности домашних хозяйств, но также устанавливает социальное спокойствие в гражданском обществе, в значительной степени минимизируя социальную турбулентность», – подчеркивает эксперт.
ИПУ – это классический пример попытки оценить экономическую ситуацию с точки зрения социально-психологических подходов, замечает доцент кафедры статистики Российского экономического университета им. Плеханова Ольга Лебединская. «Некоторая несопоставимость показателей (улучшение индекса в целом при ухудшении ряда компонентов. – «НГ») связана с применением разных методов исследования», – объясняет она. Так, деятельность государства принято описывать с позиций макроэкономики, предприятия изучаются в микроэкономике, а о домохозяйствах чаще говорят в связи с так называемой экстраполярной экономикой.
«Психодинамические показатели меняются гораздо раньше экономических и потому представляют особый интерес для возможного прогнозирования», – говорит Лебединская, подчеркивая, что текущие улучшения ИПУ полностью нивелируются значениями текущей и ожидаемой материальной обеспеченности населения.
комментарии(0)