Риски климатического кризиса вынуждают бизнес действовать все более решительно, подчеркнули участники семинара. Фото предоставлено Российским партнерством за сохранение климата
Всего месяц назад правительство РФ объявило о присоединении нашей страны к Парижскому соглашению по климату – главному международному документу о контроле за глобальным потеплением. Этот контроль должен осуществляться не только государствами, но и обществом и бизнесом. Вопрос о том, какой вклад в решение проблемы может сделать деловое сообщество, а также как оценить пагубное влияние климатического кризиса, российские и зарубежные эксперты обсудили на семинаре «Управление рисками, связанными с изменением климата: подходы и практические решения». Организаторами мероприятия выступили Российское партнерство за сохранение климата (РПСК) – объединение отечественных корпораций, стремящихся к сокращению воздействия на окружающую среду, и «КПМГ Россия» – отечественное подразделение KPMG, члена «большой четверки» крупнейших мировых компаний, оказывающих аудиторские и консалтинговые услуги.
О необходимости решительных действий со стороны всех участников рыночных отношений в связи с рисками климатических изменений рассказала представитель РПСК Ольга Санарова. По ее словам, это становится очевидным вследствие принятия Россией Парижского соглашения и все более активного публичного обсуждения климатических проблем. Участники семинара – эксперты из России, Великобритании, Индии – рассмотрели тему с разных сторон.
Партнер KPMG Манприт Синх заметил, что именно климатические риски становятся наиболее значимыми среди всех ESG-критериев – международных экологических, социальных и управленческих правил, на основе которых разработаны поддерживаемые ООН «Принципы ответственного инвестирования». Индийский эксперт также обратил внимание на рекомендации рабочей группы по климатическим раскрытиям (TCFD), которая была сформирована международным Советом по финансовой стабильности, созданным G20. По словам Синха, только шесть стран, входящих в «Большую двадцатку», официально не используют эти рекомендации в своих нормативах.
Эксперт привел расчеты KPMG India о последствиях изменения климата для мировой экономики. Если средняя температура на Земле увеличится на 2,8 градусов Цельсия, мировой ВВП начнет снижаться, и сильнее всего пострадают Ближний Восток и Северная Африка. Рост температуры на 3,4 градуса Цельсия приведет к необратимым погодным изменениям, росту экстремальных ситуаций и необходимости постоянной адаптации мировой экономики к этим переменам, что также создаст дополнительную нагрузку и на производителей, и на потребителей.
Синх отметил, что все больше корпораций – например, Unilever – анализируют, как на их деятельности скажется изменение климата. А одним из эффективных способов предотвращения негативных сценариев становятся инструменты зеленого финансирования. По словам эксперта, в 2007 году объем зеленых бондов составлял 0,8 млрд долл., а в 2018 году – уже 167,3 млрд долл. Взрывной рост начался в 2013 году, когда были опубликованы Green Bond Principles – главные принципы нового финансового инструмента.
Эксперт из Великобритании, доктор Мартин Портер, работавший в Европейском климатическом фонде и Институте лидерства в области устойчивого развития Кембриджского университета, привел данные последних соцопросов европейцев, показывающие их озабоченность проблемой изменения климата – 93% жителей континента считают ее серьезной. При этом 92% опрошенных стремятся к обнулению «углеродного следа» к 2050 году, а 80% напрямую связывают борьбу с изменением климата и возможность экономического развития.
Портер обратил внимание, что проводниками экологических изменений все чаще становится бизнес, перехватывая повестку у некоммерческих организаций. Это связано с растущими запросами со стороны рынка на низкоуглеродную продукцию, объяснил эксперт. Среди европейских компаний, лидирующих в управлении климатическими рисками, он назвал Norsk Hydro, Iberdrola, Thyssencrupp и BMW. Портер также обратил внимание на Coalition Leadership Group Europe (CLG EU) – европейское объединение корпораций, преследующих более амбициозные цели, чем предусматривает Парижское соглашение. Эта инициатива объединяет как энергокомпании, так представителей энергоемких отраслей – металлургию, транспорт, производство цемента.
Совокупный годовой объем выбросов СО2-эквивалента в мире превысил 50 гигатонн – такие данные, в свою очередь, привел директор Группы по оказанию услуг в области операционных рисков и устойчивого развития КПМГ в России и СНГ Владимир Лукин. Как и другие выступавшие, эксперт тоже обратил внимание на возрастающий вклад бизнеса в решение проблемы. Он напомнил, что в период действия Киотского протокола (предшественника Парижского соглашения) драйвером позитивных изменений были инициативы международных институтов и национальные обязательства развитых стран. Теперь же, по его словам, ведущую роль в регулировании выбросов парниковых газов играют инициативы делового сообщества. У российских компаний есть все инструментами для работы с климатическими рисками, в том числе необходимая методология и инструменты верификации, считает Лукин.
Система оценки климатических рисков для бизнеса пока только формируется, но эта задача уже ощутима как один из приоритетов корпоративного сообщества, отметил директор Группы по оказанию услуг в области операционных рисков и устойчивого развития КПМГ в России и СНГ Сергей Селин. Дело в том, что такие риски влияют на операционные результаты и на репутацию компаний, оказывая прямое воздействие на их капитализацию. Селин выдвинул и предложения, как можно заставить стейкхолдеров более высоко оценивать значимость проблемы. По мнению эксперта, для этого нужно оценивать выбросы загрязняющих веществ не в тоннах, как это делается сейчас, а в конкретных суммах потенциальных финансовых потерь от недостаточного внимания к климатической повестке.
комментарии(0)