Редкая компания может добиться права обслуживать суда в приморском порту. Фото с сайта www.ptport.ru
Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал факт нарушений со стороны ООО «Приморский торговый порт» (ПТП) в отношении АО «Роснефтефлот» и вынес решение по делу о штрафе в отношении ПТП. В итоге «Приморский торговый порт» оштрафован на 185 млн руб. Таким образом, суд подтвердил ранее вынесенное решение Ленинградского управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России в отношении ПТП, признающее ограничение конкуренции в морской гавани и навязывание контрагентам незаконных услуг.
«Приморский торговый порт» является стопроцентным дочерним предприятием ПАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП). ПТП и НМТП входят в группу компаний ПАО «Транснефть», включены в Перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах и морских портах и занимают доминирующее положение на соответствующем товарном рынке. До января прошлого года «Роснефтефлот» осуществлял деятельность по буксировке морским транспортом, в том числе по буксирному обеспечению швартовных операций, в морских портах Новороссийск (Краснодарский край) и Приморск (Ленинградская область). С начала 2018 года и по настоящее время «Роснефтефлот» фактически лишен возможности оказывать услуги по буксировке в акватории морских портов Новороссийск и Приморск.
«Новороссийский морской торговый порт» и «Приморский торговый порт», являющиеся владельцами и операторами морских терминалов, по сути, создали условия для устранения конкуренции на рынке буксирных услуг. Дело в том, что в нарушение действующего законодательства стивидоры ввели антиконкурентный документ – «Руководство по обработке судов на морских терминалах». Документ устанавливал жесткие требования к буксирам, оборудованию, численности и членам экипажей. Регламент, прописанный в этом руководстве, направлен на ограничение конкуренции между хозяйствующими субъектами, ведущими свою деятельность в акватории портов.
По факту искусственного ограничения конкуренции «Роснефтефлот» обратился в антимонопольные органы. Антимонопольная служба провела анализ документа и установила, что всем требованиям НМТП и ПТП соответствуют исключительно суда компаний, входящих в структуру «Транснефти» и аффилированных с ней стивидоров. В итоге Ленинградское УФАС расценило действия НМТП и ПТП как нарушение антимонопольного законодательства. Таким образом, действия ПТП признаны неправомерными, поскольку в результате этих действий были созданы препятствия для доступа на товарный рынок, а контрагенту навязаны условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора.
«Ленинградским УФАС установлено, что общество сознательно шло на нарушение антимонопольного законодательства, игнорируя наши предписания, вытесняло с рынка буксирные компании. Эти действия привели к причинению значительных убытков АО «Роснефтефлот» и получению существенного дохода ООО «ПТП» и аффилированных лиц – АО «СФП» и АО «Транснефть-Сервис», – отметил врио заместителя руководителя Ленинградского УФАС Руслан Абейдуллин.
Ленинградское УФАС выдало ПТП предписание о необходимости прекратить деятельность, нарушающую антимонопольное законодательство. Однако, как сообщает Ленинградское информационное агентство, «требование о соблюдении «Руководства…» осталось в типовом проекте договора».
В 2018 году в рамках поручения правительства Российский союз промышленников и предпринимателей провел анализ рынка стивидоров и выступил за исключение портовиков из реестра субъектов естественных монополий. Как писала газета «Коммерсантъ» (см. номер от 30.05.18), основные вопросы вызывала ситуация с транспортировкой и перевалкой нефти: в отличие от остального рынка, в этом сегменте Аналитический центр (АЦ) при правительстве отметил доминирование «Транснефти» и высокие барьеры для входа. По данным отчета АЦ, «несмотря на диверсифицированность рынка перевалки нефти, около 80% грузопотока обрабатывается стивидорными компаниями «Транснефти». Аналитики отмечают ее доминирование на этом рынке и наличие высоких и труднопреодолимых барьеров для входа. В целом рынок перевалки нефти находится в состоянии высокой концентрации и неразвитой конкуренции, заключают эксперты АЦ.
При этом бизнес-сообщество настаивало на прекращении тарифного регулирования услуг в морских портах и исключении стивидоров из реестра субъектов естественных монополий. О необходимости исключения стивидоров из списка естественных монополий неоднократно заявляли и сами портовики.
Искусственное ограничение конкуренции в российских портах со стороны «Транснефти» происходит не в первый раз. Как известно, стивидоровый бизнес довольно высокодоходный и в то же время стабильный. Зачем же отдавать такую золотую жилу кому-то еще?
«Транснефть», как уже писала «НГ» (см. номер от 15.06.19), несколько лет вела борьбу за НМТП (крупнейший портовый оператор в России и третий в Европе), преследуя цель захвата лакомого куска для создания полноценной транспортной монополии. По сути – «компании-министерства», контролирующей не только экспортные потоки, идущие по трубопроводам, но и перевалку в крупнейших портах. Для мирового рынка создание подобного «транспортного монстра» – абсолютный нонсенс. Прецедентов объединения в рамках одной компании трубопроводной и портовой инфраструктуры никогда и нигде в мире не было, отмечали эксперты «НГ». Напротив, все страны стремятся к максимальному дроблению активов, стимулируя развитие здоровой конкуренции и рыночного ценообразования, в то время как в России процветает монополия.
Единоличное управление крупнейшими портами России позволяет их основному акционеру не концентрироваться на стратегическом развитии актива, а, напротив – использовать его в качестве центра прибыли для выплат дивидендов. О намерении «Транснефти» полностью замкнуть сервисную деятельность новороссийского порта на себя писали многие СМИ. «НГ» (см. номер от 15.03.18), в свою очередь, отмечала деятельность нового руководителя НМТП Сергея Киреева (ставленника «Транснефти»), который через подконтрольные ему фирмы монополизировал бункеровку судов (заправку их топливом и моторными маслами), и трудно представить, что это происходило без ведома руководства госкомпании.
Смена руководства государственной «Транснефти» в 2007 году открыла перед Киреевым новые перспективы. Оборотистый предприниматель познакомился с первым вице-президентом компании Михаилом Арустамовым и добился создания «Транснефтью» дочерней структуры – «Транснефть-Сервис». Новая организация получила эксклюзивное право бункеровки на нефтегавани «Шесхарсис», а возглавил ее сам Киреев. Работа в «дочке» «Транснефти» фактически обеспечила ему монополию на бункеровку в новороссийском порту.
По данным «Независимой газеты», примерная схема работы структур Киреева выглядит так: «Транснефть-Сервис» закупала на заводах топливо, доставляла его в порт, сливала и бункеровала суда, прибывающие в гавань «Шесхарсис». Помимо этого, топливо сливалось «своим» бункеровщикам, которые использовали его для работы в нейтральных водах либо возле украинских портов. Таким образом, товар «очищался» от НДС, доводился до экспортной кондиции и продавался компаниям Киреева, которые являются держателями «клиентской базы» на Кипре. Они, в свою очередь, продавали бункер иностранным судовладельцам. «По некоторым данным, – писала тогда «НГ», – в офшоре оставалось примерно 100–115 долл. с каждой тонны неучтенного в России бункера».
По протекции Михаила Арустамова Сергей Киреев в свое время был назначен гендиректором компании «Транснефть-Терминал» – еще одной дочерней структуры «Транснефти». После усиления позиций этой группы в НМТП Кирееву было поручено замкнуть на себя весь бизнес по экспедированию и бункеровке в портах Новороссийска, Приморска и Козьмино. Понятно, что после продажи пакета «Суммы» в НМТП и его назначения Киреева руководителем компании его люди могут считать себя полноправными хозяевами новороссийского и приморского портов.
комментарии(0)