Глава Минфина Антон Силуанов размышляет о дополнительном повышении налогов в ближайшей и среднесрочной перспективе. Фото РИА Новости |
Подготовленные в ведомстве Антона Силуанова документы содержат сигнал о повышении в ближайшие три года налоговой нагрузки в России как для бизнеса, так и для граждан, отмечают в ИКСИ. «Несмотря на то что в «Основных направлениях…» много внимания уделяется национальным целям развития (таким, как вхождение России в пятерку ведущих стран мира, повышение производительности труда, увеличение объема инвестиций до 25% ВВП и т.д.), фактически целый ряд предложений Минфина указывает на рост фискальной нагрузки на экономику», – утверждают экономисты. При этом они напоминают, что налоговая нагрузка на экономику за последние годы уже выросла. «Если в 2015 году налоговые доходы бюджета составили 28,97% ВВП, то в 2018 году – уже 32,72% ВВП», – пишут эксперты.
В ИКСИ полагают, что по итогам этого года показатель станет еще выше. «Учитывая повышение НДС до 20%, а также индексацию акцизов, страховых взносов, продолжение роста нагрузки по имущественным налогам и т.д.», – напоминают они,
Ожидания экономистов подтверждаются и данными фискальных служб. Так, по итогам восьми месяцев в консолидированный бюджет РФ поступило налогов на сумму 15,37 трлн руб., что на 10,9%, или на 1,5 трлн руб., больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом в федеральный бюджет за тот же период поступило 8,3 трлн руб. налогов, что на 10,6%, или 0,8 трлн руб., больше. Как отмечается, без учета акциза на переработку нефтяного сырья (который возвращается налогоплательщику в виде компенсации разницы между экспортной и внутренней ценой на автобензин и дизтопливо) темп роста поступлений в консолидированный бюджет составил бы 13,6%, а в федеральный бюджет – 17,5%.
Что касается сборов НДС (налога на добавленную стоимость), то они за восемь месяцев этого года увеличились на 17%, или на 383 млрд руб., и достигли 2,6 трлн руб.
Увеличение налогов происходит на фоне роста сомнений экономистов в такой уж необходимости наращивания фискальной нагрузки, притом что государство нехватки средств в целом и не испытывает (см. «НГ» от 24.09.19).
В ИКСИ считают, что тенденция к росту налоговой нагрузки продолжится и в следующие три года.
«В частности, Минфин планирует продолжить индексацию акцизов и страховых взносов, осуществить перевод более широкого круга объектов имущества на налогообложение по кадастровой стоимости, а также ввести новый туристический сбор, который должен иметь более широкое применение, чем существующий сейчас курортный сбор», – говорится в обзоре института.
В том, что собираемость налогов в РФ увеличивается, согласен и завлабораторией бюджетной политики Института Гайдара Сергей Белев. «Отчасти двузначный рост объясняется повышением ставок НДС и НДПИ. И не только благодаря автоматизированной системе контроля за возмещением НДС, но и потому, что ЦБ взялся за чистку банков и обналичка стала дороже. Соответственно ее объем уменьшился, то есть в значительной части сборы растут за счет сокращения операций теневого сектора», – объяснял Белов.
На фоне роста собираемости сама налоговая нагрузка в стране также увеличивается. Так, налоги на малый бизнес со следующего года вырастут почти на 5%. Речь, в частности, идет об индексации единого налога на вмененный доход (ЕНВД), патентной системы налогообложения (ПСН) и торгового сбора на 2020 год. Совокупно увеличение составит 4,9% после роста на 2,5% в 2019 году. Для ЕНВД, как отмечается, это увеличение станет самым значимым после 2015 года.
Глава Минэнерго Александр Новак рассчитывает на снижение налогов ради сохранения уровня нефтедобычи. Фото со страницы Министерства энергетики РФ в Twitter |
Министр также отметил, что половина существующих в РФ запасов черного золота при текущей фискальной системе нерентабельна. «Если не менять налоговую систему и не стимулировать разработку действующих месторождений в Западной Сибири и Арктике, мы уже через несколько лет не сможем поддерживать существующий уровень добычи», – считает Новак.
По мнению министра, необходимо расширить применение налога на добавленный доход вместо налога на добычу полезных ископаемых, основанного на объемах добычи, а не на рентабельности проекта. Кроме того, считает он, Россия также должна предоставлять налоговые льготы на геолого-разведочные работы, разработку небольших месторождений и передовые технологии нефтедобычи, позволяя амортизировать и вычитать эти расходы из НДПИ.
Все эти меры, говорит Новак, позволят нарастить маржу прибыли производителей на 3–5 долл. за баррель, сделать российскую нефть более конкурентоспособной и ввести в эксплуатацию до 10 млрд т новых резервов, которые могли бы принести РФ дополнительные 4 трлн долл.
В целом можно говорить о тотальном росте фискальной нагрузки для сохранения бюджетного профицита и в целом финансовой стабильности даже в ущерб экономическому росту, считают эксперты «НГ». «К сожалению, действительно, налоговая нагрузка на реальный сектор экономики растет и, по всей видимости, будет расти и дальше. Это обуславливается как непосредственным ростом налогов и квазиналоговых платежей, так и «увеличением собираемости», – говорит начальник отдела инвестиций компании «БКС Брокер» Нарек Авакян.
При этом нельзя сказать, что налоги для нефтяной отрасли снижаются, считает старший аналитик компании «БКС Премьер» Сергей Суверов. «Так, недавно Минфин сделал временную надбавку к НДПИ, который является основным налогом для нефтянки, постоянной», – напоминает он. Кроме того, указывает эксперт, Россия может столкнуться с падением добычи углеводородов после 2022 года, и налоговое бремя для отрасли действительно надо снижать.
В конечном счете именно население в заплатит за возможное снижение фискальной нагрузки в нефтянке, прогнозирует аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. «Собственно, других источников и нет – либо недра, принадлежащие государству (то есть, по идее, самому народу), либо сами граждане через налоги, акцизы, пошлины и тарифы. Рост налоговой нагрузки на бизнес в этом плане не должен нас обманывать, так как бизнес переложит это бремя на потребителя через тарифы и цены. А там, где это невозможно сделать, разорится или уйдет в тень», – считает он.
«Рост субсидий нефтяникам оплатит именно несырьевой сектор, так как в нынешних российских реалиях невозможно сокращение одних налогов без увеличения других. И, к сожалению, такой шаг в очередной раз ударит по доверию делового сообщества к политике властей и еще больше будет давить на деловую и инвестиционную активность бизнеса», – считает Авакян. И это при том что при имеющемся профиците бюджета и накопленных резервах вполне можно было бы пойти на смягчение налоговой политики, отмечает Калачев. «Достигнутый уровень наполнения российский Минфин считает нормой. А всякие новые льготы, которые отраслевым лоббистам удается пробивать через самый верх государственной власти, называет выпадением бюджетных доходов. И тут же стремится распределить выпадающую часть между другими источниками. Отсюда мы наблюдаем рост ставок акцизов, НДС и НДПИ, а также повышение возраста выхода на пенсию. Если нужно будет, государство не остановится и перед поднятием ставок НДФЛ на 1–2 процентных пункта», – не исключает эксперт.
комментарии(0)