Плата за вывоз мусора и отходов часто устанавливается без должного обоснования. Фото PhotoXPress.ru
Региональные суды в РФ отменяют необоснованно высокие тарифы на вывоз бытовых отходов. Теперь на сторону недовольных мусорной реформой переходит мелкий и средний бизнес, для которого в регионах устанавливаются произвольно завышенные тарифы. Так, нормативы накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) для магазинов и кафе в стране могут различаться в 600 раз. Разбираться с этим произволом, вероятно, будет прокуратура. По крайней мере об этом просит прокуроров президентский бизнес-омбудсмен Борис Титов.
Он обратился к первому заму генерального прокурора РФ Александру Буксману с просьбой проверить обоснованность установленных нормативов накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) в ряде регионов России. Поводом для обращения стал анализ, проведенный Институтом экономики роста им. Столыпина. Нормативы накопления отходов для одних и тех же коммерческих объектов могут различаться в сотни раз в зависимости от региона, указывают эксперты.
В аппарате Титова приводят несколько наглядных примеров. Так, в Республике Алтай норма образования ТКО для продовольственных магазинов составляет 2,1 куб. м в год с квадратного метра площади, тогда как в Волгоградской области она составляет уже 513,9 куб. м. То есть разница – в 248 раз.
И такая ситуация не уникальна. Так, для супермаркетов нормативы различаются в 120 раз. Если для той же Республики Алтай норма – 2,6 куб. м в год, то для Забайкальского края – уже 312,34 куб. м. Для продовольственных рынков норматив различается в 175 раз. «Республика Алтай – 2,1, Республика Северная Осетия – Алания – 363 куб. м», – отмечают в аппарате уполномоченного.
При этом наиболее вопиющая ситуация наблюдается в автомобильных и шиномонтажных мастерских – здесь нормативы накопления отходов могут различаться более чем в 660 раз. Так, в Чечне ставка для такого типа бизнеса составляет 16 куб. м в год, а в Камчатском крае – уже 1526,74 куб. м.
Такая региональная разобщенность в тарифах наблюдается повсеместно, какой сектор ни возьми. Так, норматив накопления ТКО для кинотеатра в Дагестане и Алтае будет различаться в 170 раз, для ресторана в Республике Марий Эл и Алтае – в 130 раз и т.д.
Столь существенные различия в нормативах накопления ТКО по субъектам РФ в итоге приводят к установлению необоснованной платы за вывоз мусора, что, в свою очередь, создает неравные конкурентные условия, увеличивает нагрузку на бизнес, ухудшает инвестиционный климат, а также замедляет экономический рост в субъектах РФ, говорится в письме Бориса Титова.
К примеру, ижевский магазин, торгующий обувью, должен оплачивать вывоз мусора в количестве как минимум 288 кг в месяц, хотя по факту основной мусор торговой точки – выброшенные чеки, замечают в аппарате уполномоченного. Столь же нелепая ситуация в Казани. Владелец магазина одежды, по новым нормативам, обязан ежемесячно оплачивать вывоз мусора в объеме 18 стандартных контейнеров для многоквартирных жилых домов, что в разы превышает фактический объем производимого мусора.
В аппарате бизнес-омбудсмена надеются, что прокуратура РФ проверит обоснованность нормативов накопления ТКО по тем регионам, в которых он превосходит среднее по стране значение более чем на 50% в двух и более категориях объектов.
Ситуация с бизнесом, когда небольшому предприятию в результате приходится оплачивать вывоз тонн виртуального мусора, по факту является одной из многочисленных иллюстраций проводимой в стране мусорной реформы.
Напомним, реформа стартовала с 1 января этого года, и предполагалось, что ее результатом станет создание в стране новой масштабной мусороперерабатывающей инфраструктуры. Теперь же, спустя 9 месяцев с момента ее запуска, уже и со стороны властей слышны заявления о том, что результат реформы будет виден, когда в стране в полную силу заработает переработка отходов.
|
Во многих регионах продолжаются суды по необоснованным тарифам на вывоз мусора. К примеру, в Самаре суд отменил приказ регионального министерства об установлении единого предельного тарифа на услугу регоператора по обращению с ТКО. Органы пришли к выводу, что расходы на транспортирование мусора в регионе были превышены более чем в шесть раз. Собираются снижать тариф на вывоз мусора и в Новосибирской области. А с 1 октября на 11% были снижены тарифы для жителей Оренбуржья.
Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал напоминает, что оплата услуг по вывозу мусора для населения складывается из нескольких компонентов. «Стоимость по тарифу региональных операторов за вывоз 1 куб м и из норм накопления отходов на человека (за кв м площади помещения). И в одном и том же регионе может действовать минимальный и максимальный тариф операторов, поскольку регион разделен на различные зоны и в них работают разные организации. Каждый из них обосновывает свои расходы на транспортировку, хранение мусора и его ликвидацию. Это в том числе зависит от наличия инфраструктуры, расстояния до нее, а также инвестиций на ее обустройство», - отмечает он.Причин такого разброса в тарифах несколько, считает координатора проектов движения ЭКА Мария Малороссиянова. «Одна из них - отсутствие единых стандартов для страны. Регионы измеряют объемы по-своему. Нередко цифры берутся буквально «с потолка»: ведь полигонное захоронение в том виде, в каком оно работает в России, не предполагает особенного контроля», - рассказывает она. Это в свою очередь становится и причиной манипуляций. «Нормативы устанавливаются не от реальной цифры объемов отходов (которую еще и трудно посчитать), а в силу политических причин. Так, в некоторых регионах мы видим аномально низкие нормативы накопления отходов», - сообщает эксперт.
комментарии(0)