Фото с официального сайта правительства ФР
Компания «РН-Кат», специализированное предприятие «Роснефти» по производству катализаторов, провела на базе уфимской группы НПЗ компании промышленные испытания первой партии катализаторов для процессов гидроочистки, которые позволяют производить дизельное топливо в соответствии со стандартом Евро 5. Это – первый катализатор гидроочистки для российской нефтеперерабатывающей отрасли, способный полностью заменить иностранные аналоги.
Об этом сообщил глава компании Игорь Сечин в ходе встречи с премьер-министром России Дмитрием Медведевым. По словам Сечина, импортозамещение – важная задача, в настоящее время практически 90% всего закупаемого оборудования является оборудованием российского производства: «И мы не только закупаем оборудование у российских производителей, но и сами тоже предпринимаем усилия по импортозамещению там, где мы видим тонкие места. Это, в частности, касается завершения промышленных испытаний по производству катализаторов. Катализаторы для гидроочистки собственного производства позволяют выпускать дизельное топливо в соответствии со стандартом Евро 5». Глава «Роснефти» добавил, что новое производство способно производить катализаторы в объеме, необходимом в целом России. Глава правительства, в свою очередь, отметил важность импортозамещения в этой сфере, так как ранее катализаторы всегда приобретались за границей.
Испытания показали, что катализатор собственной разработки позволяет получать дизельное топливо, которое соответствует всем современным техническим требованиям. Катализатор не уступает лучшим мировым аналогам, а по некоторым параметрам даже превосходит их. «Роснефть» уделяет особое внимание развитию собственного производства катализаторов для нефтепереработки. Это – ключевое направление для обеспечения технологической устойчивости перерабатывающего сегмента Компании и снижения зависимости от импортных технологий.
Новое предприятие ООО «РН-Кат» способно не только обеспечивать потребности предприятий НК «Роснефть» в катализаторах процессов гидроочистки, но и поставлять их для коммерческой реализации. Также продукция завода заменит импортные аналоги, что повысит технологическую устойчивость, независимость и экономическую эффективность всей российской нефтеперерабатывающей отрасли.
«Производство катализаторов гидроочистки для производства топлива класса Евро 5 на базе уфимской группы НПЗ, безусловно, прорыв для российской нефтегазовой отрасли, – убеждена управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева. – Необходимо отметить, что долгие годы производство таких катализаторов было прерогативой западных компаний, например, Shell, Chevron. Поэтому если бы эти продукты попали бы под очередные западные санкции, то росси1ский топливный комплекс откатился бы на несколько лет назад: у нас просто не было бы возможности производить высококачественный дизель. Поэтому открытие «Роснефтью» нового производства становится одной из критически важных вех импортозамещения в отрасли и стратегическим шагом для всего российского ТЭК. Объём производства катализаторов, заявленный «Роснефтью», позволит покрыть не только нужды собственных заводов, но и потребности других компаний. Данный катализатор универсален – то есть может применяться как на тяжелом, так и на легком сырье. Он не имеет аналогов в России, да и за рубежом такой продукт производят немногие».
«После распада СССР в России очень резко упало производство катализаторов, отрасль перешла на импортные, – говорит гендиректор «ИнфоТЭК-терминал» Рустам Танкаев. – Однако когда Запад начал вводить в отношении российского ТЭК санкции, в РФ очень быстро это производство восстановили: катализаторы – весьма уязвимое звено в производственной цепочке, по которому при желании было очень легко ударить. И то, что «Роснефти» удалось провести промышленные испытания катализаторов процессов гидроочистки, которые позволяют производить дизельное топливо Евро-5 – огромное достижение. По крайней мере, без современного экологичного топлива мы уже не останемся. Более того, российские катализаторы по многим характеристикам превосходят импортные аналоги. Производство налажено на высочайшем технологическом уровне, продукция конкурентоспособна на внешних рынках, катализаторы «Роснефти» экспортируются. Полагаю, они будут поставляться и на зарубежные НПЗ «Роснефти», например, в Индии и в Германии – здесь можно предвидеть значительный синергетический эффект».
По мнению доктора экономических наук Никиты Кричевского, «Роснефть» активизировала импортозамещение после того, как в 2012 году компанию возглавил Игорь Сечин. Особенно программа импортозамещения активизировалась в 2014, когда в отношении России и, в частности, «Роснефти» начали вводиться рестрикции. Нельзя было исключать, что поставщики катализаторов попадут под вторичные санкции. Но есть и экономический аспект. Каждая вертикально-интегрированная компания заинтересована в создании производства полного цикла: от добычи сырья до продажи продукта конечному потребителю. И не следует забывать, что импорт катализаторов был более затратен, чем собственное производство. Получается ли у «Роснефти» замещать импорт? Безусловно, получается».
В свою очередь, экономист Михаил Делягин отмечает: «Подобные катализаторы позволяют производить более чистое топливо, и здесь возникает не только вопрос безопасности и зависимости от иностранного поставщика, поставки со стороны которого могут быть в любой момент пресечены, но и вопрос развития российской экономики. Собственные производства создают рабочие места в России, а не, допустим, в Европе. Тот, кто вкладывает средства в российский товар, стимулирует развитие российской экономики. Тот, кто вкладывает средства в товар, произведенный конкурентами России, стимулирует развитие экономики конкурентов России».
С экспертом согласен и Максим Шеин, главный стратег БКС: «Катализаторы, помимо прочего, позволяют увеличить выпуск светлых нефтепродуктов, а концепция энергобезопасности подразумевает обеспечение страны не только сырьем и минеральными ресурсами, ни продуктами. Ранее в Россию катализаторы поставляли американские Albermarle и WR Grace, французская Axens IFP, датская Haldor Topsoe. Однако сложно сказать, кто из них уже прекратил поставки, а кто продолжает и сейчас.
комментарии(0)