В Минфине сверстали на следующую трехлетку бюджет, который содержит в том числе необычные статьи расходов. Фото Льва Исраеляна
Минфин обнародовал детальный проект федерального бюджета на предстоящую трехлетку, в котором содержится немало удивительных пунктов. Не оправившийся от кризиса авторынок, похоже, демотивировал правительство наращивать поддержку автомобилестроения. Более или менее ощутимое финансирование высокоскоростного железнодорожного сообщения откладывается до 2022 года. На фоне импортозамещения во всех отраслях государство возьмется финансировать отечественный аналог «Википедии», потратив на него примерно 1,7 млрд руб. за три года.
Детальный проект федерального бюджета, опубликованный на портале нормативных правовых актов, содержит тысячи страниц, изучение которых таит в себе множество открытий.
При первом рассмотрении бросается в глаза существенное по сравнению с 2019 годом увеличение расходов на здравоохранение: с 637 млрд руб., или 4% всех затрат бюджета, в 2019-м до 990 млрд руб., или около 6% всех трат бюджета, в 2020-м.
Если говорить про ведомственную структуру расходов, то ощутимо увеличится вес Минпромторга. Если в бюджете-2019 это министерство отвечало за расходование примерно 400 млрд руб., то в 2020-м его «ответственность» увеличивается более чем до 600 млрд руб.
Некоторые изменения в подходах выглядят неожиданно. В частности, бюджетные траты на развитие российского автопрома с 2020 года могут начать планомерное снижение вместо запланированного годом ранее роста, передает агентство «Финмаркет». Так, в графе «развитие автомобилестроения» предполагается выделение из бюджета на 2020 год почти 101 млрд руб., в 2021-м – около 84 млрд руб., в 2022-м – примерно 82 млрд руб. Хотя, по проекту бюджета на 2019–2021 годы, размер средств на развитие автомобилестроения должен был планомерно расти в течение трех лет: с 84 млрд до 114,5 млрд руб., напоминает информагентство.
Можно предположить, что негативные тенденции на авторынке становятся поводом для сомнений в целесообразности дальнейшей поддержки отрасли. Как ранее сообщали в Комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам января–августа 2019-го продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России сократились в годовом выражении на 2,3%.
По итогам всего года АЕБ не ожидает роста продаж: в лучшем случае получится повторить результаты 2018-го. Специалисты компании PwC сообщили, что их базовый сценарий предполагает снижение продаж новых легковых машин в России по итогам 2019 года на 2%.
Несмотря на разговоры о необходимости существенного наращивания инвестиций, инфраструктурных расходов, проект федерального бюджета демонстрирует, что, например, финансирование высокоскоростного железнодорожного сообщения в ближайшие годы на общем фоне будет мизерным. Оно составит примерно по 88 млн руб. в 2020-м и 2021-м. Более или менее «полноценное» финансирование в объеме 70 млрд руб. начнется, судя по опубликованным материалам, только в 2022-м, причем без уточнения, что именно это будет за проект.
Хотя в рамках нового майского указа президента был подготовлен шестилетний Комплексный план модернизации магистральной инфраструктуры. В этот Комплексный план входит федеральный проект «Высокоскоростное железнодорожное сообщение» с общим объемом финансирования свыше 620 млрд руб. По плану, протяженность высокоскростных железнодорожных магистралей, введенных в эксплуатацию, должна составлять 301 км. Предполагается, что «будут выполнены работы по строительству первого этапа высокоскоростной магистрали Москва–Казань на участке Железнодорожный–Гороховец до конца 2024 года». Пока особых попыток продвинуться с решением этой задачи не видно.
При этом почти в 8 раз больше средств, чем на высокоскоростное железнодорожное сообщение, федеральный бюджет выделит в 2020 году на проект, получивший среди экспертов название «российский конкурент «Википедии». Субсидия открытому акционерному обществу «Научное издательство «Большая российская энциклопедия» на создание и функционирование общенационального интерактивного энциклопедического портала в целом за трехлетку составит почти 1,7 млрд руб., а в 2020-м на нее будет выделено около 684 млн руб.
Особого упоминания заслуживают пенсионные расходы (на развитие пенсионной системы). В предстоящие три года они будут пусть и незначительно, но сокращаться: с 3,1 трлн руб. в 2020-м до 2,8 трлн руб. в 2022-м, или с 19 до 16% от всех трат бюджета. Как ранее сообщала вице-премьер Татьяна Голикова, уже к 2030–2031 годам трансферт федерального бюджета в пенсионную систему планируется свести до нуля.
комментарии(0)