Фото со страницы Игоря Пушкарева в социальной сети
3 октября состоится судебное заседание, на котором будет рассмотрена апелляционная жалоба адвокатов экс-мэра Владивостока Игоря Пушкарева на приговор Тверского районного суда Москвы. Пушкарев обвиняется в получении взятки, коммерческом подкупе и превышении должностных полномочий. Защита бывшего градоначальника и владельца группы компаний «Востокцемент» настаивает на том, что Пушкарев не виновен и требует отменить приговор.
Дело в том, что Пушкарев, заняв пост главы Владивостока, формально переоформил компанию «Востокцемент» на своих брата и мать, сохранив за собой фактическое руководство бизнесом. При этом Пушкарева обвиняют далеко не в незаконном предпринимательстве, что было бы понятно в таком случае – ему инкриминируют получение взятки, коммерческий подкуп и превышение должностных полномочий. Защита настаивает: в деле имеется целый массив доказательств того, что в действиях Пушкарева нет состава преступлений по этим статьям, а обвинение некорректно интерпретирует факты как раз незаконного предпринимательства.
В преддверии заседания «НГ» решила выяснить, что думают эксперты о подоплеке этого дела и шансах Пушкарева выйти на свободу.
«Игоря Пушкарева обвиняют в коррупции и злоупотреблении должностными полномочиями, – рассказал «НГ» политконсультант, эксперт Центра ПРИСП Андрей Кудисов. – На самом деле в «деле Пушкарева», по факту, жители Владивостока видели следующее. Была поставлена задача подготовить Владивосток к саммиту АТЭС-2012. И Пушкарев, бизнес которого по производству цемента на Дальнем Востоке был фактически монопольным, конечно же, подключил и свои ресурсы, чтобы исполнить поручения президента. Это позволило в сжатые сроки, в кредит, грубо говоря, подготовить дороги, тротуары, всю необходимую инфраструктуру. Поручение выполнено, но спустя несколько лет за это Пушкарев, собственно говоря, и поплатился. Хотел как лучше, а получилось, как всегда».Качество подготовки Владивостока к саммиту отмечали не только жители города, но и первые лица страны. Так, после своей рабочей поездки по Дальнему Востоку Дмитрий Медведев отметил, что удовлетворён подготовкой Владивостока к саммиту АТЭС. При этом он подчеркивал, что созданные объекты поднимут качество жизни жителей города. Уже после саммита Владимир Путин делился впечатлениями от увиденного на острове Русский: «Когда я сюда приехал, это было более пяти лет назад, я ездил здесь по проселочным лесным дорогам, и здесь, кроме остатков воинской части, практически ничего не было. Теперь мы здесь провели одно из крупнейших международных мероприятий – саммит Азиатско-Тихоокеанского региона. Территория кампуса – 200 гектаров, площадь 22 зданий – почти миллион квадратных метров. Для сравнения: все площади МГУ как раз миллион. Но Московский государственный университет складывался десятилетиями, а этот кампус мы построили за три года».
По данным материалов дела, Пушкарев действительно использовал ресурсы собственной компании «Востокцемент» при подготовке города к саммиту АТЭС. Он поставил муниципальному предприятию «Дороги Владивостока» стройматериалов и цемента на 2,5 млрд рублей, но при этом списал городу долг в размере почти миллиарда. Компания, которая якобы давала ему взятки – это тот самый «Востокцемент». То есть бывший градоначальник, по мнению обвинения, дал взятку самому себе! При этом, как уже писала «НГ», свидетели указывают на непричастность экс-мэра Владивостока к инкриминируемым преступлениям (Свидетели указывают на непричастность экс-мэра Владивостока к инкриминируемым преступлениям).
Но если с АТЭС все прошло так хорошо – почему такая участь постигла Пушкарева? Почему он был демонстративно, под камерами федеральных телеканалов этапирован в Москву и рассмотрение его дело было переведено в Тверской районный суд Москвы, которые не имеет никакого отношения к рассматриваемым обстоятельствам дела? Как же территориальная подсудность, гарантируемая Конституцией?«Владивосток – неординарный город, он играет ту же, а может быть, и значительно большую роль, чем Калининград на западе. И противники Пушкарева могут оказаться не в министерских российских кабинетах, а на месте, потому что делить-то есть чтo», – высказывал уже СМИ предположения директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
С ним согласен политолог Павел Наливайко: «Ни для кого не секрет, что у Пушкарева были, ну мягко скажем, непростые отношения с экс-губернатором Владимиром Миклушевским, – полагает Наливайко. – Ну и тот, видимо, понимая по-своему задачу декриминализации региона, вот решил таким образом поиграть. Хотя на самом деле криминал надо искать немножко в других, наверное, местах. Тем более, что по юридическим нормам судить человека должны там, где и происходило нарушение закона. Каким образом удалось продавить, пробить это решение, я, к сожалению, не готов сказать. Но это вызвало серьезный резонанс здесь, у дальневосточной публики».
Если это действительно так, то у Пушкарева вполне есть шансы как минимум на смягчение наказания. Ведь Владимир Миклушевский не является губернатором Приморья уже почти два года и сейчас занимает гораздо более скромную должность – ректора Московского политехнического университета. Причем отставку бывшего губернатора эксперты связывали с уголовными делами против его замов, постоянной сменой руководителей департаментов краевой администрации, скандалами во время избирательных компаний. Очевидно, его влияние и политический вес значительно уменьшились. Так ли это, узнаем 3 октября.
комментарии(0)