Фото с сайта ust-luga.ru
Прокуратура Санкт-Петербурга 4 сентября утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении бизнесмена Валерия Израйлита – арестованного в 2016 году председателя совета директоров ОАО «Компания Усть-Луга», обвиняемого в хищениях при строительстве нефтебазы в порту Усть-Луга в Ленинградской области. В документе изложены выводы и доказательства, перечисленные следователями питерской ФСБ по результатам проведенного ими предварительного расследования уголовного дела в отношении предпринимателя.
Таким образом, зампрокурора Санкт-Петербурга Сергей Жуковский своей подписью в документе подтвердил, что, по его мнению, дело по «отмыванию денег, добытых преступным путем», было возбуждено в отношении Израйлита правильно – несмотря на то что, как настаивают адвокаты предпринимателя, истек срок, в течение которого закон теоретически позволял бы это сделать. Что отказ следователя Болгова в предоставлении Израйлиту возможности ознакомиться с вещдоками – трубами – якобы правомерен. Что пресловутые трубы с конкретными указанными в обвинении номерами каждой из них, в поставке которых обвинен Израйлит, для прокурора значения не имеют – но в действительности, утверждает защита бизнесмена, часть этих труб была установлена иными людьми, без участия Израйлита, на ином объекте строительства (см. «НГ» от 03.09.19).
Решение прокурора и следователей не удивляет: иное развитие событий можно было бы расценивать как чудо. Именно они с 2013 года занимались расследованием этого дела. Жуковский, еще не будучи на теперешней должности, осуществлял прокурорское курирование хода расследования, когда иные «соучастники преступной группы», находясь в СИЗО, свою вину признали – и поэтому рассмотрение их дел в суде было проведено без исследования доказательств. Есть только маленький, но очень важный нюанс, на который обращает внимание адвокат Израйлита Сергей Азаров, – никто из лиц, признавших свою вину в момент рассмотрения дел в суде, не указывал на Израйлита как на участника преступления и тем более как на его организатора.
Похоже, прокурор Жуковский и руководитель следственной группы Болгов «срослись» с этим делом: отчитались ранее об успехах в разоблачении преступников, продвинулись за истекшие семь лет в званиях, в должностях – и тут на их пути оказался несговорчивый Израйлит. «Именно этот бунтарь не только свою вину не признает, но и «воду мутит», – поделился с «НГ» своим видением ситуации Азаров. – Зачем он обращает внимание на искусственное разделение одного уголовного дела на два? Зачем требует провести очные ставки с людьми, чьи показания идут вразрез с его позицией по делу? Зачем ему нужны эксперты, не аффилированные по уголовному делу с потерпевшим? Зачем ему нужны для проведения финансового и экономического исследования в области строительства именно финансисты и экономисты, а не специалист по дорожным машинам – инженер-механик Симонов – и не люди, имеющие образование в виде оконченных краткосрочных курсов?»
В условиях, когда Израйлит сопротивляется, у следователей, прокурора и, к сожалению, у судей, которые ранее без должной проверки вынесли обвинительные приговоры, основанные на признании соучастниками своей вины, не остается ничего другого, кроме как желать, чтобы все осталось на своих местах. Если будет иначе – тогда можно было бы сказать, что чудеса еще встречаются.
«Пессимизм основан на констатации фактов, – говорит Сергей Азаров. – Во-первых, прокуратура не устранила очевидные нарушения закона, допущенные следователями в период проведения предварительного следствия. Во-вторых, прокуратура утвердила обвинительное заключение и направила его для рассмотрения в суд, несмотря на то что в законную силу не вступило постановление суда об ограничении срока для ознакомления Израйлита и его защитников с 132 томами уголовного дела. То есть де-юре они еще не лишены права на ознакомление с гигантским объемом материалов уголовного дела, но де-факто это не так, потому что дело уже находится на рассмотрении в суде. В-третьих, прокуратура по существу санкционировала возбуждение череды уголовных дел в отношении Израйлита – начали с одного, а в суд уже передали все пять».
На фоне такой масштабной деятельности прокуратуры очень мелко и, на взгляд со стороны, подло выглядит отказ Болгова в предоставлении Израйлиту разрешения на свидание с его сыном и дочерью. Ни разу за почти три года таких свиданий не было. По словам адвоката, обосновывалось это тем, что Израйлит тайны расскажет и давление через своих детей на других участников процесса окажет. Любопытно было бы узнать, каким образом, по мнению следователя, во время свидания, если бы оно состоялось, можно было бы это сделать в условиях режимного специализированного учреждения – СИЗО.
Но это уже вчерашний день, а 18 сентября состоится первое судебное заседание в рамках предварительных слушаний по делу. На этой стадии процесса суд полномочен вернуть дело обратно прокурору. Каков будет промежуточный вердикт суда – покажет время. Но уже сейчас «вылезают уши» творческой деятельности следователей. В частности, речь идет о двух чудесах.
Чудо № 1. Расследованием дела в отношении Израйлита занимался следователь Самборский. Значимость этому обстоятельству придает тот факт, что ранее, до его назначения в состав следственной группы, он участвовал в этом же уголовном деле, но в другом качестве – понятого. По закону понятым может быть только лицо, не заинтересованное в исходе уголовного дела, – это простой наблюдатель, задачей которого является констатация объективности происходящих во время следственного действия событий. «Интересная методика взята на вооружение следователями питерской ФСБ. Согласно такой методике, можно допустить, что универсальный подход, возможно, будет расширяться в будущем: сегодня один человек совмещает в себе следователя и понятого, а завтра, страшно подумать, хоть бы до кресла судьи дело не дошло», – говорит Сергей Азаров.
Чудо № 2. В период времени нахождения Израйлита в СИЗО у него пропали 294 млн руб., которые были арестованы по постановлению суда. В течение почти трех лет судебные и следственные органы неоднократно официально подтверждали наличие этих денег на счетах Израйлита, и в настоящее время в тексте обвинительного заключения указано то же самое. Однако, как следует из банковских выписок, деньги растворились в неизвестном направлении.
Остается гадать, как поведут себя в этой ситуации следователи и прокуратура. Можно предположить, что появится аргументация о технических ошибках или тому подобное. Если в течение трех лет нахождения под арестом исчезают столь огромные суммы денег, то стоит ли сомневаться в правдивости заявления Израйлита об исчезновении в кабинете следователей финансовых документов, подтверждающих его невиновность, которые хранились в изъятом у него сейфе?
Не слишком ли много чудес для одного уголовного дела? А может быть, это вовсе не чудеса, а норма?
комментарии(1)
0
Андрей 16:31 18.09.2019
Израйлит со своим портом дороги у нас нормальные сделали и не только. А вот что сделали для общества Жуковский и Болгов, кроме вреда и участия в распиле 300 млн руб - большой вопрос.