1
3334
Газета Экономика Печатная версия

17.09.2019 16:59:00

"Академик Ломоносов" прописался на Чукотке

На первой в мире плавучей АЭС завершается подготовка к началу работы

Тэги: плавучая аэс, патэс, академик ломоносов, чукотка, арктика, росатом


плавучая аэс, патэс, академик ломоносов, чукотка, арктика, росатом Плавучий энергоблок прибыл к месту постоянной приписки. Фото автора

Атомный плавучий энергоблок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» на прошлой неделе успешно пришвартовался на мол-причале в городе Певек в Чукотском автономном округе. Сейчас там проводятся достройка и доводка береговых систем и сооружений, которые в ближайшие месяцы начнут принимать электроэнергию и тепло с прибывшего инновационного энергоисточника и передавать ее потребителям. В совокупности этот комплекс образует первую в мире плавучую атомную теплоэлектростанцию (ПАТЭС) – вероятно, один из самых многообещающих видов атомных электростанций на данный момент.

ПАТЭС – пилотный для Росатома проект атомной станции малой мощности. В его основе лежит идея использования ледокольных реакторов для новых задач. На «Академике Ломоносове» установлены два водо-водяных ядерных реактора КЛТ-40С суммарной мощностью 70 МВт. Аналогичная технология реализована и хорошо зарекомендовала себя в нескольких арктических ледоколах, а теперь впервые будет применена для снабжения потребителей на берегу: ПАТЭС может обеспечить светом и теплом до 100 тыс. человек, среди ее возможностей есть еще и опреснение морской воды. Символично, что станция начнет работу в юбилейный для гражданской судовой атомной энергетики России год – в декабре ей исполняется 60 лет.

Такие транспортабельные энергоблоки считаются очень перспективными по целому ряду причин. Например, для плавучих АЭС не нужны большие земельные участки и крупные капитальные строения, которые требуются для классических станций, – на берегу создаются только сооружения, предназначенные для швартовки ПЭБ и приема и распределения выдаваемой с него электроэнергии и горячей воды. Плавэнергоблок мобилен, компактен и строится гораздо быстрее традиционных станций, что в сочетании с экологичностью – в том числе полным отсутствием углеродных выбросов – делает его выгодным решением для электроснабжения удаленных территорий, где нет возможности подключения к сетям мощных станций.

Пункт назначения – Певек

Все эти теоретические преимущества предстоит доказать первопроходцу мобильной атомной энергетики «Академику Ломоносову». Пока с этой задачей он вполне справляется. ПЭБ сошел с верфи Балтийского завода в Санкт-Петербурге в прошлом году и был отбуксирован (собственных двигателей у него нет) в Мурманск, где прошла загрузка ядерного топлива и успешно проведены пусконаладочные работы на реакторных установках. Конечный пункт назначения – Певек – был выбран в связи с окончанием эксплуатации местной Билибинской АЭС, построенной почти полвека назад, и Чаунской ТЭЦ, коптящей в городе еще с 40-х годов прошлого века. В Певеке, в свою очередь, подготовили необходимую береговую инфраструктуру.

К самому северному городу России судно вышло из Мурманска 23 августа и преодолело на буксире почти 5 тыс. км за 17 суток, выйдя на портовый рейд Певека к 9 сентября. Темпы превзошли все ожидания, подтвердив высокие мореходные качества ПЭБ. «Предварительно считалось, что потребуется до 35 суток, а на деле оказалось почти в два раза быстрее. В этом году Северный Ледовитый океан был достаточно хорошо открыт в сентябре, поэтому транспортировка из Мурманска в Певек прошла очень успешно», – объяснил заместитель генерального директора Росатома – директор дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша. «Переход прошел довольно быстро, нам повезло и с погодой, и с судами, которые нас вели», – рассказал капитан «Академика Ломоносова» Василий Голохвастов.

Заключительный этап транспортировки плавэнергоблока – швартовка – состоялся спустя несколько дней, 14 сентября: большая парусность судна и узкая акватория делали этот процесс очень сложным, необходимо было предусмотреть самые мелкие детали и дождаться благоприятной погоды. Буксировка с якорной стоянки к мол-причалу заняла несколько часов, и после нескольких ювелирных маневров «Академик Ломоносов» благополучно встал на постоянное место базирования. В дальнейшем ПЭБ закрепят у причала на четырех металлических штангах: жесткая швартовка необходима для того, чтобы надежно зафиксировать систему труб, по которым тепловая энергия будет передаваться с энергоблока на берег.

202-5-11_b2.jpg
ПАТЭС на практике продемонстрирует преимущества мобильных атомных станций.

Инфографика © Росатом

Первые киловатты – к Новому году

С завершением перехода и подключением к береговой инфраструктуре ПЭБ из атомного энергоблока становится уже полноценной атомной теплоэлектростанцией. Выдача первой электроэнергии начнется по плану 31 декабря. Энергоблок будет передавать по кабельной эстакаде мол-причала 10 кВ на подстанцию «Береговая», а дальше по воздушным линиям 110 кВ – на точку врезки в сеть Чаун-Билибинского изолированного энергоузла. Врезка запланирована на конец октября, до этого необходимо завершить работы на подстанции и возведение восьми опор ЛЭП. Как рассказал начальник службы эксплуатации общестанционных систем и сооружений ПАТЭС Вячеслав Кувалдин, первое время энергоблок будет выдавать 20–24 МВт электрической мощности, но на ПАТЭС надеются, что в перспективе их загрузят по полной. Ожидается, что это произойдет к 2021 году, когда Билибинскую АЭС окончательно выведут из эксплуатации.

К середине ноября должна быть обеспечена и 100-процентная готовность городских тепловых сетей, но выдача теплоэнергии начнется несколько позже, в следующем году. Это вызвано переходом Певека на закрытую систему теплоснабжения: городу необходимо провести модернизацию своих сетей, контракт на проведение работ уже заключен, но материалы еще не завезены, поэтому на реализацию проекта еще потребуется некоторое время. В дальнейшем ПАТЭС целиком и даже с избытком покроет потребности Певека в теплоэнергии, а поставляющая тепло сейчас угольная Чаунская ТЭЦ после этого будет выведена в горячий резерв.

Плавэнергоблок рассчитан на 40 лет эксплуатации с перезагрузкой топлива каждые четыре года. Один раз в 12 лет он будет транспортироваться на специализированное предприятие, где будет происходить техническое обслуживание как корпуса судна, так и внутренних механизмов.

Новый этап в освоении Арктики

Запуск ПАТЭС прежде всего позволит стабилизировать энергоснабжение Чаун-Билибинского региона, замещая выработавшую свой ресурс Билибинскую АЭС. Благодаря «Академику Ломоносову» жители Певека и Билибино и промышленные потребители будут гарантированно обеспечены электроэнергией на годы вперед. Это имеет ключевое значение для успешной реализации крупных инвестиционных проектов, а таких немало. «Это новая жизнь, новая эра для Чукотки. В регионе будет развиваться промышленность, появятся рабочие места. Это значит, что у Чукотки есть будущее», – сказал губернатор региона Роман Копин.

Основа экономики автономного округа – разработка недр, прежде всего добыча золота: Чукотка на 10% обеспечивает страну этим драгоценным металлом. ПАТЭС будет снабжать электроэнергией как действующие месторождения («Каральвеем», «Майское»), так и новые. По словам Романа Копина, сейчас завершается строительство линий электропередачи от Билибино до золоторудного месторождения «Кекура», а также золото-медного месторождения «Песчанка». Последнее находится в Баимской рудной зоне, богатой не столько золотом, сколько медью, а также другими металлами: ее освоение, по прогнозам, увеличит добычу меди в России почти на 20%. ПАТЭС даст необходимые для запуска баимских проектов гарантии электроснабжения. «Таким образом, регион становится полиметаллическим, его экономика – более устойчивой, не зависящей только от одного вида деятельности, диверсифицированной, что хорошо для развития», – подчеркнул Роман Копин.

Стимулируя реализацию инвестпроектов на Чукотке, ПАТЭС будет способствовать и расширению использования Северного морского пути (СМП). «Такие энергоблоки необходимы для развития проектов, которые дают грузовую базу СМП, – пояснил Вячеслав Рукша. – Для СМП имеет значение грузопоток, который будет формироваться с помощью таких энергоблоков. Например, освоение Баимской рудной зоны на Чукотке кратно увеличит объемы производимой продукции, а значит – и загрузку судов, которые будут работать на трассах Северного морского пути».

А еще ПАТЭС вдохнет новую жизнь в развитие Певека. «В город пришел Росатом, и для жителей чрезвычайно важно, что перед ними открываются новые перспективы, – поделился мэр Певека Николай Леванов. – Я сейчас говорю не только про утилитарные вопросы – тепло и свет. Люди получили возможность использовать достижения Росатома во всех направлениях – например, получить новую профессию. Кроме того, Певек вошел в структуру городов-спутников Росатома, и перед нами стоит задача перенять опыт иных муниципалитетов – городов присутствия госкорпорации».

Будущее – за малыми АЭС

ПАТЭС станет своего рода демонстрационным образцом возможностей использования плавучих атомных энергоблоков и референтности заложенных в них технологий для потенциальных заказчиков. В Росатоме надеются, что чукотский опыт позволит продолжить серию ПЭБ для различных проектов как в российской Арктической зоне, так и за рубежом. Как обратил внимание Роман Копин, успешная эксплуатация в регионе присвоит новой технологии знак качества: «Если технология здесь работает, если она испытана суровыми арктическими условиями, то она будет работать где угодно».

Мобильные атомные энергоблоки могут быть востребованы в местах, где нет смысла развивать крупную энергосистему или нет возможности подвести общие сети от станций большой мощности. По словам Вячеслава Рукши, интерес к таким комплексам очень большой, в частности, со стороны островных государств и ряда стран Африки.

«Все, что требовалось в сфере большой энергетики, строится сейчас или будет построено в ближайшее время, а вот размер малой энергетики – от 100 до 400–500 МВт – может быть очень перспективным», – полагает Вячеслав Рукша. А Василий Голохвастов одним из самых многообещающих направлений применения ПЭБ назвал опреснение морской воды: как ожидается, плавэнергоблок будет использоваться в южных странах, где есть нехватка питьевых ресурсов, поэтому значение опреснительной установки, по его словам, трудно переоценить.

Между тем в Росатоме уже ведутся работы над вторым поколением ПАТЭС – оптимизированным плавучим энергоблоком (ОПЭБ), который будет меньше и при этом мощнее «Академика Ломоносова». ОПЭБ предполагается оснастить двумя реакторами нового типа – «Ритм-200М» – мощностью 50 МВт каждый. Их отличительная особенность состоит в расположении парогенераторов внутри корпуса активной зоны – традиционно эти аппараты размещают отдельно. Такое решение позволило улучшить массо-габаритные характеристики реакторной установки, улучшить безопасность, а главное – разместить значительно больше топлива: если современные ледоколы на обычных реакторах работают 4–4,5 года до перезарядки, то «Ритм-200» доведет этот срок до 10 лет. Первые рабочие испытания новые реакторы ожидают в ближайшие месяцы. Вячеслав Рукша надеется, что в декабре головной ледокол новой серии ЛК-60Я «Арктика» с установкой «Ритм-200» выйдет уже на ходовые испытания.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Alex 07:36 18.09.2019

Обалдеть! Сколько вызывал этот проект вопросов и недоумений, но вот уже в этом году патэс будет реально функционировать. Как спокойно и уверенно Росатом осуществляет задуманное



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


«Чукотка» прошла «крещение»

«Чукотка» прошла «крещение»

Владимир Полканов

Развитие атомного ледокольного флота позволяет наращивать грузоперевозки по Северному морскому пути

0
887
Страны БРИКС объединились на Платформе по атомной энергетике

Страны БРИКС объединились на Платформе по атомной энергетике

Глеб Тукалин

Новый альянс будет способствовать развитию ядерных технологий в мирных целях

0
2429
"План победы" Зеленского предъявлен миру...

"План победы" Зеленского предъявлен миру...

Виктория Панфилова

Атомное будущее Казахстана и Узбекистана различается в отношении к РФ

0
10545
Белые медведи, олени и тигры: «Роснефть» продолжает проекты по изучению и сохранению биоразнообразия

Белые медведи, олени и тигры: «Роснефть» продолжает проекты по изучению и сохранению биоразнообразия

Татьяна Астафьева

0
11021

Другие новости