Фото pixabay.com
Грядет очередной скандальный эпизод в истории рыбопромышленной отрасли РФ. Мало того, что почти два года рыбаки боролись за сохранение исторического принципа распределения квот, а их мнения проигнорировали. Чиновники пошли дальше… И в последний момент в распоряжение Правительства был включен краб-стригун опилио Баренцева моря и выставлен на аукцион. Как можно предположить, он-то и приглянулся компании Глеба Франка и этот интерес был удовлетворен по-максимуму.
Между тем, СМИ уже не раз сообщали о предположениях, что существенные перемены в сфере рыболовства, которые многие участники рынка называют “переделом”, были затеяны в пользу одного из его участников.
“Главным лоббистом продвижения закона о распределении квот на его вылов считается “Русская рыбопромышленная компания” (РРПК) Глеба Франка, сына Сергея Франка — бывшего министра транспорта России. Ранее компания распространяла свои интересы на добычу сельди и минтая, а с 2017 года она старается покорить и крабовый рынок, вытеснив с него почти всех традиционных игроков”, - отмечал, в частности, 23 августа “Век”.
Создается впечатление, что в своих интервью генеральный директор компании Федор Кирсанов не зря благодарит руководство ФАР. Причем на его полных почтения словах стоит остановиться поподробнее. «И здесь отдельная благодарность федеральному агентству, его руководителю Илье Шестакову и основному драйверу проекта Петру Савчуку за инициативу, принятие поправок», - говорил Кирсанов профильному изданию Fishnews 10 сентября. Как вам такая откровенность, по факту способная подтвердить мнение многих о бенефициарах передела в рыбной сфере?
Участников рынка впечатлила и другая цитата. «Мы в постоянном диалоге с регулятором, с комиссией по инвестиционным объектам. Регулятор нас слышит, готов помогать, дорабатывать и реализовывать изменения... - говорил Кирсанов, позицию которого полностью разделяет ФАР. - Регулятор предпринимает правильные шаги, глубоко понимая отрасль». Так почему же регулятор как будто не слышит других участников рынка так же хорошо, как представителей РРПК? Готов ли кто-то ещё благодарить ФАР и власти за проведенную "реформу"?
Напомним, ранее в Росрыболовстве не раз заявляли, что не планируют отправлять на аукционы крабов, доли по которым реализовывались на торгах с 2016-2017 годов. А в это время управлением экономики и инвестиций ФАР была подготовлена информация о результатах аукционов 2009-2018 годов. В документе (имеется в распоряжении "НГ") 89 пунктов и только 4 пункта (краб-стригун опилио Баренцева моря) были включены в Распоряжение. Рыбопромышленники окончательно поняли, что данные им обещания мало чего стоят.
Отметим, что в Распоряжение не попали крабы Дальнего Востока, права, на вылов которых также разыгрывались на аукционах в 2016-2017 годах. Но чем, с точки зрения действующего законодательства, краб-стригун опилио Баренцева моря отличается от других видов краба, проданных на аукционах в 2016-2017 годах? Почему на аукцион выставляется биоресурс, у которого ещё не закончился срок первоначального закрепления (10 лет) после продажи на аукционе? Четких ответов на эти вопросы ведомства не дают и это рождает не самые хорошие предположения у участников рынка. Может быть дело в том, что ресурс на Дальнем Востоке принадлежит избранным компаниям с известными владельцами?
Опытный руководитель ФАР и сверхопытный вице-премьер Гордеев прекрасно знают, что законодательство должно быть одинаковым для всех. Видимо поэтому в последний момент было дано поручение министру сельского хозяйства проработать вопрос о включении краба-стригуна опилио в подзоне Приморье на Дальнем Востоке в распоряжение для выставления на аукцион.
Планируется, что Минсельхоз должен предоставить в правительство согласованные предложения на этот счет. Обсуждение и изучение - это хорошо, но вот вопрос - зачем обсуждать решение, которое уже принято? Наверное, если возникнут судебные разбирательства, можно было сообщить, о «всестороннем рассмотрении вопроса» и «ведомство постаралось учесть интересы всех участников рынка».
А где «защитники» рыбаков- депутаты, сенаторы?
Ведь когда закон только обсуждался, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации убеждали рыбаков, что создадут комиссии, которые будут следить за разработкой и принятием постановлений и распоряжений, и не допустят коррупции и ущемления прав рыбаков в интересах определенных компаний. Но по результату можно понять, что уследить за всем не удалось. Работавшие в отрасли добросовестные компании по сути выкинуты с рынка ради новых выгодоприобретателей. Рыбакам обещали обеспечить объективное и своевременное рассмотрение нормативных документов. Но за весь период прохождения документов ни одна комиссия так и не собралась. Приняли закон и забыли про рыбаков.
комментарии(0)