0
4900
Газета Экономика Печатная версия

12.09.2019 19:59:00

Минпромторг хочет вернуться к уличным ларькам

Комфортная потребительская среда пока формируется только на бумаге

Тэги: минпромторг, торговля, стратегия, потребительская среда, комфорт


минпромторг, торговля, стратегия, потребительская среда, комфорт Быстро перекусить на улице в России можно далеко не везде. Фото РИА Новости

Минпромторг подготовил проект Стратегии развития торговли до 2025 года. Главная цель, прописанная в документе, – комфортная потребительская среда, под которой понимается развитие самых разных форматов торговли: от крупных сетей до малого несетевого бизнеса и стрит-ретейла. Похожие цели были заложены и в предыдущую стратегию. Однако, как замечают эксперты, это не улучшило ситуацию в отрасли. Наоборот, за минувшие пять лет в стране сократилось число хозяйствующих субъектов розничной торговли, включая индивидуальных предпринимателей.

Чтобы создать комфортную среду для граждан и субъектов предпринимательской деятельности (как производителей, так и непосредственно ретейлеров), в стране нужно развивать «многоформатную инфраструктуру торговли», стимулировать любые формы предпринимательской активности, считают в Минпромторге. Об этом говорится в подготовленном ведомством проекте Стратегии развитии торговли до 2025 года.

«В городе потребитель везде, в пределах шаговой доступности, должен иметь возможность, исходя из своих доходов, купить еду, одежду, товары первой необходимости для дома, а также приобрести готовую еду или поесть в объектах общественного питания – как в формате быстрого питания, в том числе уличного, так и в формате кафе и ресторана, – сообщает министерство. – К такому же уровню доступности должны относиться розничные рынки, ярмарки и иные малые форматы торговли».

«Помимо этого потребитель должен иметь в месте своего жительства – в пределах комфортной транспортной доступности – услуги, предоставляемые современными торговыми центрами, гипер- и супермаркетами, крупными специализированными магазинами строительных материалов и товаров для дома, дачи, сада, иных специализированных магазинов», – отмечается в документе.

В Минпромтоге добавляют: «По-настоящему комфортная потребительская среда подразумевает, что потребитель имеет реальную возможность приобрести любые товары, которые предлагает современный мировой рынок потребительских товаров и услуг, в том числе одежду, обувь и иные товары зарубежных брендов (торговых марок)».

Важный фактор комфортной потребительской среды – не только разнообразие, но и стабильность для потребителя, возможность осуществлять покупки в привычных местах. «Поэтому любая смена привычной для потребителя обстановки – прежде всего закрытие торговых объектов – является нарушением его комфорта», – обращают внимание в Минпромторге.

«Под развитием торговой отрасли в настоящей стратегии понимается создание равных возможностей для беспрепятственного открытия, расширения и ведения бизнеса субъектами торговой деятельности любых размеров (малых, средних, крупных) вне зависимости от выбранного хозяйствующим субъектом торгового формата, при стабильных условиях ведения бизнеса, всесторонней гарантии прав и минимизации административного воздействия», – сообщают авторы документа. 

К основным задачам они также относят развитие оптового продовольственного звена, стрит-ретейла в городах, а также дерегулирование в сфере торговли.

Над обеспечением комфортной потребительской среды должны трудиться власти всех уровней. «Органы государственной власти и органы местного самоуправления... не должны препятствовать развитию отдельных форматов торговли, – сообщают авторы стратегии. – Государство заинтересовано в увеличении количества торговых объектов разных хозяйствующих субъектов». Что, где и в каком виде открывать, должен решать рынок.

«Стратегию необходимо обсудить со всеми заинтересованными сторонами, включая отраслевые союзы и ассоциации. Мы готовим свои предложения к документу», – сообщили «НГ» представители Ассоциации компаний розничной торговли. 

По их словам, провозглашенные цели по строительству отрасли многоформатной торговли, дерегулированию ретейла, развитию его саморегулирования и самоорганизации, несомненно, заслуживают поддержки. Дерегулирование ретейла и сокращение барьеров в развитии торговли со стороны органов государственной власти в случае реализации стратегии могут создать условия для развития всех форматов торговли, включая малые.

Однако есть и прямо противоположные мнения. «Вмешательство со стороны очередного ведомства в сферу розницы, как показывает многолетняя практика, ни к чему хорошему не приводит», – говорит директор Ассоциации магазинов розничной торговли Григорий Павлов. 

Малой рознице, по его словам, нужна совершенно иная поддержка: снижение налоговой нагрузки, уменьшение социальных взносов, снижение тарифов естественных монополий, ограничение инициатив, требующих новых – зачастую существенных – расходов (онлайн-кассы, передача данных и т.д.), сокращение (зачастую абсолютно ненужного) документооборота с госорганами. 

«Малая и независимая розница поставлена в очень сложные условия. Практически ежедневно прекращают работу десятки розничных магазинов, что ведет к сокращению рабочих мест и росту социальной напряженности. Не секрет, что во многих таких магазинах нередко трудится вся семья собственника. И магазин является их единственным источником дохода», – объясняет Павлов.

«Минпромторг не должен решать вопросы состояния торговли в отдельно взятом муниципалитете. Его задача – обозначить, что государство поддерживает развитие многоформатной торговли, что в регионе обязательно должны быть сетевая и несетевая торговля (стрит-ретейл, нестационарная торговля, рынки). Таким образом, региональным чиновникам будет необходимо демонстрировать не только рост оборота торговли, но и в разрезе форматов показывать ее развитие», – считает Николай Нехаевский из Российской ассоциации экспертов рынка ретейла.

«Умеренное регулирование необходимо любой сфере. Иначе крупнейшие компании будут стремиться монополизировать рынок, что негативно скажется на потребителях. Точно так же необходимо регулирование для того, чтобы люди получали качественные услуги без обмана. Сфера торговли обязательно должна иметь некоторые законодательные рамки. Другое дело, что вмешательство в процесс развития сферы торговли – вещь крайне неоднозначная. Бизнес уже неоднократно высказывал тезис: лучшее, что может сделать правительство, – это не мешать, – говорит член Торгово-промышленной палаты Анна Вовк. – Однако сейчас даже в силу существующих законов государство просто не мешать не может. Именно несовершенство нормативной базы вынуждает правительство развивать торговлю в ручном режиме».

Кроме того, стоит отметить, что в прошлой стратегии (на 2015–2016 годы и период до 2020 года) упоминались примерно те же цели – формирование комфортной потребительской среды через развитие многоформатной инфраструктуры торговли. 

Но за прошедшие пять лет ситуация в отрасли явно ухудшилась. В сфере торговли произошли самые драматические изменения и сокращения. Так, по данным Росстата, число торговых мест на рынках сократилось почти на 34%, при этом самих рынков стало меньше примерно на 31%. Число торговых организаций сократилось на 23%, а индивидуальных предпринимателей-продавцов стало меньше примерно на 12%. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Внутренний спрос станет убывать вместе с населением

Внутренний спрос станет убывать вместе с населением

Анастасия Башкатова

Розничная торговля скоро ощутит на себе влияние демографического спада

0
7419
Региональная политика 1-4 апреля в зеркале Telegram

Региональная политика 1-4 апреля в зеркале Telegram

0
2334
Константин Ремчуков. Мумбаи потеснил Пекин с первого места в Азии по числу миллиардеров

Константин Ремчуков. Мумбаи потеснил Пекин с первого места в Азии по числу миллиардеров

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 01.04.24

0
7636
Россияне сумели удивить Центробанк, свидетельствуют "минутки" регулятора

Россияне сумели удивить Центробанк, свидетельствуют "минутки" регулятора

Анастасия Башкатова

Сюрпризом стал рост потребления в жестких денежно-кредитных условиях

0
4233

Другие новости