У Дмитрия Медведева свой взгляд на использование государственных резервов. Фото сайта mff.minfin.ru
«Российская экономика: возможности для опережающего развития». Такова главная тема проходящего в Москве финансового форума, на котором чиновники Минфина рассказали, что бюджетные вливания в экономический рост угрожают стабильности, а искусственное стимулирование роста доходов граждан – «странная затея». По словам некоторых чиновников, ведомства начали дискуссию о повышении планки, при достижении которой начнется инвестирование средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Как заявили в Центробанке (ЦБ), сейчас нет оснований для мягкой денежно-кредитной политики. Из этих заявлений можно сделать вывод, что у страны пока нет шансов на опережающее развитие.
Представители Минфина и Центробанка дали понять, каков их главный приоритет – не стимулирование экономического развития и потребительского спроса, а сохранение «стабильности», под которой понимаются экономия бюджетных средств и дальнейшее накапливание резервов даже сверх установленных нормативов. Такой бухгалтерский подход финансового блока (а это без преувеличения ведущий блок правительства) перечеркивает надежды на скорое улучшение ситуации.
Финансовые власти считают, что совместными усилиями удалось достичь макроэкономической стабильности и устойчивости. «И точно не нужно ее разрушать посредством либо дополнительных бюджетных вливаний, либо каких-то неординарных и неортодоксальных решений в денежно-кредитной политике», – заявил замминистра финансов Владимир Колычев.
Он пояснил: «За последние полтора года у нас было два масштабных ценовых шока на нефть. Осенью в определенный период цены на нефть упали на 40%, потом они отросли, но весной этого года на 20% упали. За полтора года было два раунда масштабных внешних экономических санкций. Мировой рост сильно замедляется. Реакция экономики была устойчивой, мы не видели серьезного влияния на инфляцию, она была под контролем. Рост замедлился, но ни о какой рецессии мы пока не говорим».
Однако, к слову, о стабильности. Замминистра финансов не упомянул, что примерно за тот же период – с начала 2018 по сентябрь 2019 года – курс рубля к доллару снизился примерно на 13%. А по сравнению с началом 2014-го рубль обесценился по отношению к доллару почти в два раза. Это шок для населения, бизнеса и в целом экономики. В последнее время в условиях реализации бюджетного правила рубль продолжал обесцениваться даже на фоне относительного восстановления нефтяных цен (см. «НГ» от 20.06.18). Видимо, так, по версии финансовых властей, должна выглядеть стабильность, не говоря уже об экономической стагнации и падении доходов граждан.
Стабильность, по словам представителя Минфина, «очень быстро можно потерять»: если, допустим, власти начнут бюджетными или денежно-кредитными инструментами «во что бы то ни стало пытаться достигнуть роста» экономики.
Не стоит также заниматься каким-то специальным стимулированием роста доходов граждан, продолжил Колычев. «Какими-то искусственными способами пытаться подстегнуть рост доходов была бы странная затея со стороны властей, – считает он. – Зарплаты растут в экономике быстрее роста ВВП. Говорить о том, что какими-то мерами нам нужно стимулировать перераспределение дохода между прибыльными компаниями и населением, было бы тоже несправедливо». Правительство, по его словам, заботится о наиболее уязвимых слоях населения: пенсионерах, многодетных семьях.
Основной драйвер экономического роста – это частные инвестиции, напомнил замминистра. «По мере того как будут раскачиваться инвестиции и на базе инвестиционного роста экономика будет ускоряться, доходы населения за этим подтянутся». «Не стоит яйцо ставить вперед курицы», – резюмировал Колычев.
В свою очередь, глава департамента денежно-кредитной политики ЦБ Алексей Заботкин сообщил следующее: «Сейчас пока, на наш взгляд, нет оснований ожидать, чтобы денежно-кредитная политика стала мягкой».
«Существенная часть замедления мировой экономики носит постоянный характер. Если мы говорим о том, что этот шок постоянен, в целом это влияет на потенциал, и в этом смысле попытка нейтрализовать его мягкой денежно-кредитной политикой на самом деле повлечет за собой создание положительного разрыва выпуска, переход экономики в состояние перегрева и раскручивание инфляции», – объяснил он.
Также Колычев сообщил, что ведомства начали дискуссию по предложению поднять планку расходования средств ФНБ, передает Интерфакс.
В текущем законодательстве заложено, что средства ФНБ можно инвестировать при достижении показателя 7% ВВП. Ожидается, что этот уровень будет преодолен уже в 2020 году. «Почему дискуссия (о дальнейшем повышении планки. – «НГ») появилась? Потому, что мы в ликвидных активах накопили столько средств, что нам кажется достаточно для стрессовых ситуаций на внешних рынках. 7% ВВП – это достаточно для того, чтобы покрыть рисковый сценарий, который заложен в Основных направлениях денежно-кредитной политики, и еще останутся какие-то деньги. Есть дискуссия с ЦБ на тему того, а может ли быть стресс серьезнее. Да, вероятно, может. В этом плане, наверное, надо еще 10 раз отмерить, насколько 7% достаточны», – рассказал Колычев.
Он уточнил: «Риски того, что стресс может быть… более глубокий и продолжительный, существуют, и мы не можем не обращать на них внимание». «Если будет 8%, 9% или 10% (объем ФНБ по отношению к ВВП. – «НГ»), нас это в большей степени спасет от долгосрочных стрессовых сценариев», – считает он.
Во что же инвестировать те средства ФНБ, которые накопятся сверх установленной планки? Частично их можно вкладывать внутри страны, а не только во внешние активы, признает Минфин. Но самое главное – не нарушать макроэкономическую стабильность.
«Если будем инвестировать внутри, то это означает использование природной ренты здесь и сейчас, и это будет влиять на курс, отрицать это бессмысленно. Поэтому если такие инвестиции и будут делаться, то в том размере, чтобы не подвергать риску действенность этого механизма», – уточнил замминистра.
Хотя, как надеются некоторые опрошенные «НГ» эксперты, заявления заместителей – это еще не позиция всего финансового блока. К слову, версия, озвученная начальником Колычева, действительно выглядела иначе. Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов сообщил, что правительство не обсуждает повышение порога инвестирования средств ФНБ с 7% ВВП (передает ТАСС). При этом он подчеркнул, что нельзя отказываться от инвестирования средств ФНБ в российские проекты.
При этом опрошенные эксперты увидели много спорных моментов в рассуждениях Минфина и ЦБ. Например, как отметил начальник отдела «БКС Брокер» Нарек Авакян, хоть номинальные средние зарплаты и растут, «но еще быстрее растут налоговые и квазиналоговые платежи, а также процентные выплаты по долговым обязательствам». «Поэтому совершенно очевидно, что одним лишь экономическим ростом проблему с низкими доходами населения решить не удастся, как минимум этого не удастся сделать даже в среднесрочной перспективе. Особенно если учитывать, что экономика у нас уже более 10 лет стагнирует, и неизвестно, когда этот рост ускорится хотя бы до 3%». – пояснил эксперт. Одно из главных препятствий сейчас – слабый потребительский спрос. Поэтому, по мнению эксперта, «сначала надо увеличить доходы населения, и потом уже экономика начнет расти, но не наоборот».
«В экономике преобладает бухгалтерский подход, растут резервы, при этом интересы развития социальной поддержки населения отходят на второй план, размер пенсий лишь ненамного превосходит величину прожиточного минимума», – описывает ситуацию старший аналитик компании «БКС Премьер» Сергей Суверов. Такова цена той стабильности, которую выстроили финансовые власти в ожидании либо мирового кризиса, либо еще более жестких санкций Запада. Те решения, которые принимают власти, это решения страны, находящейся в положении «осажденной крепости». «Сама модель экономики не предполагает возможности изменений, которые позволили бы в том числе резко повысить уровень доходов, форсировать рост ВВП», – полагает аналитик компании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко.
Как говорит аналитик компании «Финам» Алексей Коренев, понятно, что никакие вливания не помогут, если инвестиционный климат и бизнес-среда оставляют желать лучшего, «частная собственность не защищена, любые инвестиции сопряжены с колоссальными рисками потери денег, а хозяйственные споры между предприятиями решаются с привлечением силовиков и легко переходят в уголовную плоскость». «Но если оставить в стороне все эти беды, разумные инвестиции в отдельные сектора экономики крайне важны, – обращает внимание Коренев. – И острее всего в помощи нуждается малый и средний бизнес – по сути, опора любой нормально развивающейся рыночной экономики».
комментарии(1)
0
dlz 05:57 13.09.2019
Для экономического роста увеличенные бюджетные расходы необязательны, если при этом происходит снижение налогов и квази-налогов, уменьшение доли госсектора. Это экономика сэпплай-сайд. ЦБ опустил ставку ниже докризисного уровня. Сравнения говорят, что ставка рефинансирования в нынешних условиях инфляции должна быть где-то у 5,7 %.У нас дешево уже многое, за исключением стоимости услуг банкиров. Дерипаска говорит правду. Монопольные прибыли банкиров нетерпимы. Еще есть, над чем работать.