Деньги от каждого покупателя бензина правительство РФ превращает в производственные активы частных нефтяных компаний. Фото PhotoXPress.ru |
Решение о дополнительной господдержке нефтепереработки принято на уровне первого вице-премьера РФ Антона Силуанова и вице-премьера Дмитрия Козака, сообщил во вторник представитель Козака Илья Джус.
Для получения усиленной бюджетной помощи нефтяным компаниям нужно будет подписать с Минэнерго РФ соглашение о модернизации установок нефтеперегонки на 30 млрд руб. Инвестиционный коэффициент должен заработать с 2020 года. НПЗ сможет получить его, если уже вложил в строительство установок переработки нефти более 10% от суммы проекта.
Законопроект о дополнительной помощи НПЗ должен быть представлен в правительство до 16 сентября. Срок действия повышенных инвестиционных выплат – 120 месяцев, то есть 10 лет.
Как власти будут искать деньги для выплаты нефтяникам – за счет повышения топливных акцизов или за счет увеличения цен на бензин, пока не вполне ясно. Независимые эксперты предполагают, что правительство может начать выплаты «инвесторам» за счет профицита бюджета или из Фонда национального благосостояния, где накопился явный избыток иностранной валюты.
«Выход светлых нефтепродуктов в среднем по России по-прежнему очень низкий (около 63–65%), а инвестиции в переработку резко замедлились. Нужны новые механизмы, которые запустят инвестиционные процессы в нефтеперерабатывающей отрасли. Полагаем, что механизм с повышающим инвестиционным коэффициентом должен сработать», – объяснил работу «инвестиционного механизма» директор департамента налоговой политики Минфина РФ Алексей Сазанов. «Наша цель – обеспечить инвестиции в переработку нефти в 250–300 млрд руб. ежегодно и к 2025 году нарастить выход светлых нефтепродуктов до 75–80%, что соответствует текущим средним показателям в Европе», – сказал он.
«В силу сложившейся системы нефтяного бизнеса в РФ более выгодно добывать нефть и продавать ее в другие страны, где ее и будут перерабатывать. Инвестиции в переработку у нас не слишком рентабельны, то есть не сильно привлекательны для собственников бизнеса. Брать под смену оборудования НПЗ кредиты так же не слишком интересно», – отмечает доцент Российского экономического университета Игорь Строганов. Механизм обратного акциза, с одной стороны, дает нефтяным компаниям деньги, а с другой – позволяет контролировать их расходование, чтобы деньги были потрачены именно на модернизацию НПЗ, а не были выведены в офшоры. Повышенные бюджетные выплаты могут дать толчок к импортозамещению в области нефтяного оборудования, предполагает Строганов.
«Не думаю, что правительство пойдет на очередное повышение акцизов на бензин, поскольку это повысит внутренние цены и будет способствовать росту социальной напряженности», – рассуждает начальник отдела инвестиций «БКС Брокер» Нарек Авакян. Бюджетные стимулы для инвестиций потребовались из-за очень слабого инвестклимата во всей экономике и, в частности, в ТЭК. «В условиях повышенных институциональных и страновых рисков частный бизнес очень неохотно делает инвестиции в России, даже в такой, казалось бы, привлекательной сфере, как нефтепереработка. Есть также и другие объективные факторы – высокая налоговая нагрузка и непредсказуемая фискальная политика, что делает невозможным долгосрочное планирование финансовых потоков», – отмечает Авакян.
В условиях профицита бюджета возможно определенное увеличение госрасходов, считает экономист Сергей Суверов. Рост акцизов на бензин скорее всего будет ограничен, чтобы не допустить роста цен и сбалансировать рынок ожидает эксперт.
«Чтобы повысить качество выпускаемых в России моторных топлив, необходимо оперативно вводить в эксплуатацию новые и модернизировать имеющиеся НПЗ, так как в последние годы идет тенденция сокращения выпуска», – считает главный стратег компании «Универ Капитал» Дмитрий Александров.
«Налоговая нагрузка будет увеличена, но не для розничных покупателей, а на нефтяную отрасль: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) вырастет до 75 руб. с каждой добытой тонны нефти. Инвестклимат во многих отраслях оставляет желать лучшего. Это одна из причин, по которой нефтяные компании ждут государственной поддержки. Вторая причина заключается в том, что в случае падения цен на нефть без правительственных выплат нефтяные компании будут либо работать в убыток, либо повышать цены для конечного потребителя», – считает руководитель проектов по бизнес-процессам компании «АвтоСпецЦентр» Константин Авакян.
комментарии(0)