Верховный лидер Ирана Али Хаменеи и вице-президент Ирана Эсхак Джахангири обсуждают стратегическое соглашение с Китаем. Фото с сайта www.khamenei.ir
Американские санкции подталкивают Тегеран к более тесному сотрудничеству с Пекином, который готов вложить в инфраструктуру Ирана до 400 млрд долл. в течение ближайших 25 лет. Иран согласился на размещение у себя до 5 тыс. китайских агентов, которые будут обеспечивать физическую защиту китайских инвестиций. Ирано-китайское соглашение предусматривает некоторые льготы и для возможного участия в проектах российских компаний.
По сообщению журнала Petroleum Economist, ключевым элементом ирано-китайской сделки должны стать инвестиции Китая в нефтегазовую и нефтехимическую промышленность Ирана. Общий объем этих инвестиций оценивается 280 млрд долл. Еще около 120 млрд долл. Пекин может вложить в развитие и модернизацию транспортной и производственной инфраструктуры Ирана.
В конце августа вице-президент Ирана Эсхак Джахангири представил проект китайско-иранского соглашения верховному лидеру Ирана Али Хаменеи. В подготовке соглашения участвовали также руководители иранского Министерства экономики и финансов, Министерства нефти и Корпуса стражей исламской революции. По словам Джахангири, контракт с Китаем предполагает электрификацию 900-километровой железной дороги, соединяющей Тегеран с северо-восточным городом Мешхед. Этот проект иранцы реализуют с 2012 года. Китайцы готовы также строить высокоскоростную железнодорожную магистраль между городами Тегеран, Кум, Исфахан с продолжением до города Тебриз.
По условиям соглашения Китай также сможет закупать нефть, газ и продукты их переработки с минимальной гарантированной скидкой в 12% с возможностью ее увеличения еще на 6–8%.
Китайские компании получают эксклюзивные права участия в тендерах на любые новые или незавершенные месторождения нефти и газа. Такое же преимущество получает Китай и при участии в любых проектах в области нефтехимии, включая предоставление технологий и персонала.
Ирано-китайское соглашение предусматривает размещение в Иране до 5 тыс. китайских сотрудников служб безопасности для защиты китайских проектов. Кроме того, по словам иранских источников, возможно привлечение и дополнительных сил для защиты транзитных поставок углеводородов в Китай через Персидский залив.
По условию нового соглашения Китаю предоставляется двухлетняя отсрочка. Китай также сможет расплачиваться в мягких валютах, которые он получил от ведения бизнеса в Африке и странах бывшего Советского Союза (СНГ). Вместе с расчетами в юанях это означает, что американские доллары никак не будут вовлечены в расчеты Ирана и Китая. Общая скидка для Китая при покупке углеводородов в Иране может достигать 32% от мировой цены, рассказывают иранские источники.
Планы строительства инфраструктуры и промышленных объектов в Иране будут полностью соответствовать инициативе «Один пояс – один путь». Китай обещает привлекать для работ более дешевую рабочую силу Ирана для строительства заводов, спроектированных и контролируемых крупными китайскими компаниями. Проходящий через территорию Ирана Новый Шелковый путь свяжет китайский Урумчи (столица западной провинции Синьцзян) с Тегераном через Казахстан, Киргизию, Узбекистан и Туркменистан. После Ирана этот участок Шелкового пути пройдет через Турцию в Европу.
Иранские источники журнала Petroleum Economist напоминают, что до недавнего времени Россия взвешивала аналогичное всеобъемлющее соглашение с Ираном. Поэтому в соглашение с Китаем иранцы включили пункт, позволяющий по крайней мере одной российской компании участвовать в проектах вместе с китайцами на льготных условиях.
В рамках соглашения Китай обещает увеличить экспорт иранской нефти, несмотря на американские санкции. По данным китайской таможни, Китай не только не сократил свой импорт нефти из Ирана, но и увеличил его на 4,7% по сравнению с предыдущим месяцем.
Базой для наращивания экспорта иранской нефти должно стать повышение отдачи на иранских месторождениях, которое гарантирует Китай. Иран надеется увеличить долю извлекаемых запасов с нынешних 5 до 25% (от общих резервов) к концу 2021 года. По расчетам иранцев, каждый процентный пункт роста доли извлекаемых запасов будет соответствовать получению Тегераном около 34 млрд долл. при цене нефти в 50 долл. за баррель.
комментарии(0)