0
3038
Газета Экономика Печатная версия

05.09.2019 21:00:00

Энергорынок в ожидании атомного компромисса

Механизмы поддержки строительства АЭС в России нуждаются в корректировке

Тэги: энергорынок, аэс, финансирование, минэнерго


энергорынок, аэс, финансирование, минэнерго Фото с сайта rosenergoatom.ru

В правительстве РФ, по данным СМИ, идет обсуждение параметров действующей и будущей программы поддержки строительства АЭС. Властям необходимо вписаться в обозначенное президентом условие – рост цен на электроэнергию не должен превышать инфляцию. Вводы новых энергоблоков традиционно повышают цену на мощность на оптовом рынке, поэтому некоторые пуски скорее всего будут переноситься. Опрошенные «НГ» эксперты и участники энергорынка уверены, что механизмы поддержки строительства АЭС нуждаются в корректировке.

Атомные энергоблоки в России строятся по договорам предоставления мощности (ДПМ), которые гарантируют возврат инвестиций за счет повышенных платежей оптовых потребителей. ДПМ АЭС заключались на срок не менее 20 лет при базовой ставке доходности 10,5%. Частично средства выделял госбюджет, при этом соответствующие расходы казны также включались в платеж потребителей. Основная часть мощностей по действующим ДПМ уже построена, и в правительстве обсуждаются объемы и механизмы новой программы поддержки строительства АЭС.

Выплаты по ДПМ начинаются после вводов энергоблоков, что моментально приводит к росту цены: так, например, в феврале 2017 года в первой ценовой зоне мощность подорожала сразу на 25–30%, главным образом из-за старта платежей по очередным договорам. Такая ситуация всегда вызывала недовольство потребителей электроэнергии. Косвенно их поддержал президент Владимир Путин, дав поручение правительству ограничить рост цен на оптовом энергорынке уровнем инфляции. Чтобы не допустить скачков цены, оператор российских АЭС «Росэнергоатом» сдвигает сроки вводов энергоблоков. Такие решения принимались в отношении Нововоронежской АЭС-2 и Ленинградской АЭС-2, что снизило нагрузку на покупателей электроэнергии в 2019–2020 годах. По данным «Коммерсанта», в Минэнерго рассматривают возможность переноса вводов еще нескольких энергоблоков, планируемых к запуску в 2025 году.

Минэнерго придется найти оптимальные решения по объемам, срокам и механизмам дальнейшей поддержки строительства АЭС (в министерстве ситуацию не комментируют). В ближайшее десятилетие запланированы строительство и ввод в эксплуатацию новых энергоблоков в рамках замещения энергоблоков с реакторами РБМК, выводимых из эксплуатации, – это энергоблоки 1 и 2 Курской АЭС-2 и энергоблоки 3 и 4 Ленинградской АЭС-2. Строительство Курской АЭС-2 уже активно ведется, и для атомщиков этот вопрос особенно важен – от этого проекта зависят в том числе новые зарубежные контракты. «На Курской АЭС-2 строятся новые энергоблоки с реакторной установкой ВВЭР-ТОИ (типовой оптимизированный и информатизированный проект АЭС с водо-водяным энергетическим реактором). Эти энергоблоки необходимы не только взамен выводимых из эксплуатации, но и для создания условий серийного строительства инновационных референтных энергоблоков АЭС, востребованных как на внутреннем, так и мировом рынках ядерных энергетических технологий», – сообщили «НГ» в «Росэнергоатоме».

У энергопотребителей вызывает сомнения необходимость больших объемов строительства новых атомных мощностей. «Скромный регулировочный диапазон мощности действующих энергоблоков ограничивает их использование как сугубо базовой мощности, что может вызывать сложности балансирования системы при прохождении технологического минимума нагрузок в ночное время. Если решение проблемы регулировочного диапазона не будет найдено, то наращивание АЭС в балансе мощности энергосистемы нецелесообразно, – объяснил «НГ» заместитель директора Сообщества потребителей энергии Валерий Дзюбенко. – Еще один вопрос – насколько оправданны значительные капитальные затраты на технологию, нацеленную на экономию ядерного топлива, в условиях, когда цена этого топлива на рынках стагнирует? Необходимо развивать компетенции в атомной энергетике, снижающие стоимость генерации и цену электроэнергии, только такие технологии будут востребованы, в том числе за рубежом».

Ключевая проблема – высокая стоимость строительства АЭС. По действующим ДПМ потребители заплатили в 2011–2019 годах около 613 млрд руб., а в период до 2041 года заплатят по ним еще около 4,1 трлн руб. – то есть совокупно эта программа обойдется экономике страны в сумму около 4,7 трлн руб., рассказал Валерий Дзюбенко. В «Росэнергоатоме» согласны, что условия ДПМ необходимо пересматривать, но только в отношении новых договоров.

«Атомный энергоблок – крупный капиталоемкий проект. Однако с учетом длительных сроков службы энергоблоков АЭС (до 60 лет) данные затраты в цене мощности можно распределить на больший период и тем самым продемонстрировать экономическую эффективность АЭС в части одноставочной цены электроэнергии. По данному вопросу мы сейчас находимся в диалоге с Минэнерго, – сообщили в «Росэнергоатоме». – Наше предложение – заключение ДПМ для новых АЭС, но на других условиях по сравнению с уже действующими договорами. А именно – необходимо приблизить срок действия ДПМ к сроку службы АЭС. Это существенное отличие от действующих сейчас ДПМ, срок действия которых составляет всего 20 лет, что, естественно, приводит к росту цены на рынке при начале продаж мощности новых блоков». Условия уже действующих девяти ДПМ АЭС при этом предлагается оставить неизменными, тем более что поставка мощности по семи объектам уже ведется.

Энергопотребители давно настаивают на необходимости увеличить срок окупаемости атомных проектов и уменьшить доходность, чтобы не перегружать платежами экономику, и направляли соответствующие предложения в правительство. При этом Валерий Дзюбенко обращает внимание еще на два момента: при строительстве энергоблоков практически не используются заемные средства, зато используется бюджетная поддержка, причем в платеж с энергорынка включаются уже профинансированные ранее из госбюджета затраты. «Исключение двойных платежей и их сглаживание могут сделать финансовую нагрузку на потребителей менее болезненной», – считает он.

«Необходимости новых вводов в электроэнергетике вообще и по АЭС в частности в настоящее время нет, – сказал «НГ» завлабораторией прогнозирования ТЭК Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Валерий Семикашев. – Тем не менее для загрузки Росатома и его машиностроительных предприятий, поддержания баланса (сочетания разных видов генерации) и создания «якорного» заказа для Росатома принято негласное решение о вводе одного блока АЭС раз в год-два. Это получается дорогая электроэнергия, если считать по эффекту на рынок (в действующих механизмах) и себестоимости. Тем не менее строить их надо. Плюс в ближайшие 10–15 лет должны быть замещены все реакторы РБМК (у них выходит срок эксплуатации). Соответственно ниша для АЭС – замещение старых РБМК и поддержание доли в 20–22% от всей генерации. Если получится изменить механизм финансирования и оплаты такой энергии, то будет хорошо и для рынка, и для потребителей, и для экономики».

Эксперт предложил свой способ финансирования строительства АЭС при таком варианте: «Строится одновременно 1–2 блока (чтобы не замораживать деньги). Стройка идет на собственные деньги Росатома (ему за это может что-то давать бюджет – чтобы был низкий процент за кредит). Тогда оплата за энергию на рынке на сутки вперед или по договорам будет покрывать текущие затраты и формировать прибыль для Росатома на будущие стройки и прочее. А плату за мощность можно отменить с целью снижения цен на рынке». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Росатом наращивает ядерный рециклинг

Росатом наращивает ядерный рециклинг

Глеб Тукалин

Завершено строительство нового комплекса по переработке топлива для АЭС

0
702
Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

0
394
Саммит в Баку тонет в словесных баталиях

Саммит в Баку тонет в словесных баталиях

Договариваться об увеличении расходов на климатические изменения становится все сложнее

0
1271
На развитие транспорта потратят триллион рублей

На развитие транспорта потратят триллион рублей

Ольга Соловьева

Дорогие авиабилеты замедляют увеличение пассажиропотока

0
1753

Другие новости