Фото пресс-службы компании «Эксон Нефтегаз Лимитед»\sakhalin-1.com
Суммарная добыча нефти в рамках проекта «Сахалин-1» уже достигла 114 млн тонн, потребителям поставлено 26 млрд кубометров газа. Не удивительно, что участники данного проекта решили строить собственный завод сжиженного природного газа (СПГ). Об этом сообщил сегодня в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ) глава «Роснефти» Игорь Сечин: «В этом году акционеры решили строить собственный завод СПГ мощностью 6,2 млн тонн в Де-Кастри. Благодаря географической близости двух стран его продукция будет востребована и в Японии».
В проекте «Сахалин-1» участвуют «Роснефть» (доля 20%), американская ExxonMobil (30%), японская SODECO (30%) и индийская компания ONGC (20%). При этом ресурсная база месторождений проекта «Сахалин-1» и проекта «Северная оконечность Чайво» составляет 350 млрд куб. метров.
По мнению экспертов, Дальневосточный СПГ ориентирован на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), где занять существенную долю планирует «Газпром», который вскоре запустит газопровод в Китай «Сила Сибири». Кроме того, уже работает завод СПГ в рамках проекта «Сахалин-2». Но для Дальневосточного СПГ эти проекты не конкуренты, уверены эксперты.
«Вопрос о возможной конкуренции с поставками трубопроводного газа в Китай в принципе не актуален, – говорит управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева. – Газовый рынок КНР является наиболее динамично растущим в мире. По прогнозам к 2030 году рынок вырастет там почти в два раза с текущих 280 до 520 млрд куб м в год. В этих условиях сегодня есть возможность по размещению на рынке КНР значительных дополнительных объемов российского газа, как в виде трубопроводных поставок, так и в виде СПГ».
«Действующие мощности по производству сжиженного природного газа не помешают развитию проекта Дальневосточного СПГ, ведь производимые объем уже поглощаются рынком, а проект «Роснефти» нацелен на будущий спрос», – уверен, в свою очередь, старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов. – Здесь главными конкурентами выступают проекты, которые сегодня также готовятся к принятию инвестиционного решения: это, прежде всего, СПГ-проекты в США, в Африке и на Ближнем Востоке». По мнению эксперта, у Дальневосточного проекта СПГ есть целый ряд серьезных преимуществ. «Проект оптимально позиционирован с точки зрения размещения продукции: его целевые рынки – это традиционные импортеры СПГ в Северо-Восточной Азии – Япония, Корея и Китай, а также, возможно, несколько более удаленные растущие рынки – Индия, Таиланд и Сингапур. И здесь Дальневосточный СПГ имеет преимущества за счет короткого транспортного плеча в 1-3 дня доставки», – поясняет Суверов.
Синергия с существующей инфраструктурой «Сахалин-1», включая береговой комплекс подготовки газа «Чайво» на Сахалине и нефтеналивной терминал Де-Кастри в Хабаровском крае, также является весомым преимуществом Дальневосточного СПГ, считает Косарева. «Наличие развитой инфраструктуры повышает конкурентоспособность относительно строящихся «с нуля», так называемых greenfield СПГ-проектов, например, таких, как проекты в Мозамбике, Канаде, Австралии и других», – говорит эксперт.
Дальневосточный СПГ надежен с точки зрения доказанной ресурсной базы и опыта акционеров в реализации крупных инфраструктурных проектов такого уровня, отмечают аналитики. «Емкость и прогнозы спроса на газ даже ближайших целевых рынков сбыта позволяют прогнозировать, что объемы СПГ с нового завода будут востребованы рынком», – говорит Косарева.
комментарии(0)