Дания – одна из тех стран, в которых проводится политика всеобщего благосостояния. Фото автора
Правительство приступило к подготовке бюджета на следующую трехлетку, при этом чиновники уверяют: бюджет будет социально ориентированным. Среди приоритетов финансирования – демография, здравоохранение, образование и т.д. Минфин убеждает граждан в том, что налоговая нагрузка на экономику РФ по международным меркам не столь высока. Однако стоит сравнить нашу страну с некоторыми государствами, например скандинавскими, как становится очевидно: России до социально ориентированной экономики еще далеко. В отдельных случаях налоговая нагрузка в РФ даже выше, чем в Скандинавии, а отдача от собранных с населения и бизнеса взносов ниже.
Через две недели правительство планирует рассмотреть на специальном заседании проект федерального бюджета на следующую трехлетку, чтобы затем внести его в Госдуму до 1 октября. Сейчас кабинет министров проводит серию совещаний, посвященных главным направлениям бюджетного финансирования.
Как сообщил премьер Дмитрий Медведев, «самую значительную долю бюджета» занимают расходы на развитие социальной сферы. «Можно с полным основанием говорить, что этот бюджет должен быть социально ориентирован», – заявил он. Среди приоритетов демография, здравоохранение, образование, наука, социальная защита и т.д.
Правда, несмотря на то, что те же самые приоритеты уже были заложены в прошлые майские указы президента, население, судя по опросам, пока не заметило кардинальных улучшений в социальной сфере.
Например, в прошлом году, когда Владимир Путин подписывал уже новый майский указ, население называло самыми острыми проблемы, связанные с состоянием системы здравоохранения, сферы образования и в целом экономики страны. Именно такой топ-3 проблем выявил по опросам Всероссийский центр изучения общественного мнения. Из чего следовало, что предыдущая шестилетка в социально ориентированном государстве прошла, с точки зрения граждан, без особых успехов.
При этом явно не в пользу России будет сравнение нашей страны с другими, допустим скандинавскими, государствами, реализовавшими «модель всеобщего благосостояния» (с Норвегией, Данией, Швецией). По последним данным Всемирного банка, государственные расходы на здравоохранение составляли в России примерно 3,6% ВВП, а в Дании, Норвегии, Швеции – около 9% (по состоянию на 2016 год). Государственные расходы на образование в скандинавских странах достигали 7–8% ВВП, в России – около 4%.
В начале этого года Всемирный банк подтвердил свои выводы: «Здравоохранение и образование составляют небольшие доли в российской экономике по сравнению с развитыми экономиками». Некоторое перераспределение средств в пользу этих категорий позволит повысить эффективность государственных расходов, уточняли на фоне новостей о новых нацпроектах иностранные аналитики.
Как сообщил Аналитический центр при правительстве РФ, за 2000–2018 годы во всех трех скандинавских странах увеличился удельный вес расходов на социальную сферу (здравоохранение, образование, социальную защиту) в структуре добавленной стоимости. Показатель составил 18,8% в Дании, 21,5% в Норвегии, 18,6% в Швеции, эти значения превысили средний для Евросоюза уровень. В России на протяжении последних нескольких лет эта доля оставалась неизменной – около 6,6%, по данным Росстата.
«Скандинавская модель на протяжении многих лет – это одна из наиболее устойчивых и успешных экономических систем в мире. Экономический уклад, основанный на высокой налоговой нагрузке, позволяет обеспечить наилучшее качество жизни населения, – пояснили в Аналитическом центре. – Несмотря на это, для Норвегии, Швеции и Дании характерны свои социально-экономические проблемы, связанные с моделью всеобщего благосостояния». Например, высокая налоговая нагрузка влечет за собой перенос бизнеса в страны с более щадящим фискальным режимом, уточняют аналитики.
Тем не менее, как они сообщают, «у государств региона сохраняется один из самых высоких в мире уровень человеческого развития; кроме того, страны характеризуются развитой институциональной средой».
Налоги в Скандинавии действительно высокие. «Во всех странах Северной Европы прогрессивная шкала налогообложения, причем многие ставки налогов – самые высокие в мире. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), налоговая нагрузка во всех странах Северной Европы колеблется от 40% до 50% ВВП (46% в 2017 году в Дании, 44% в Швеции и 38,2% в Норвегии), в то время как среднее значение для всех стран ОЭСР составляет 34,2%», – сообщает Аналитический центр при правительстве.
В Дании, как уточняют аналитики, более половины всех налоговых поступлений обеспечивает налог на доходы физических лиц (24,6% ВВП). Это обусловлено, с одной стороны, высокой предельной ставкой налогообложения (55,8%), а с другой стороны, низким уровнем заработной платы, начиная с которого применяется максимальная ставка налога. «Предельные ставки налогообложения в Швеции и Норвегии составляют 60,1% (самое высокое значение в мире) и 46,7% соответственно», – добавляют исследователи.
В рамках бюджетного процесса российский Минфин публикует «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики», в котором дает в том числе сравнение налоговой нагрузки на экономику в России и других странах. Такое сравнение можно считать обоснованием для дальнейших налоговых изменений в стране, потому что оно наглядно показывает, что налоговая нагрузка в России по международным меркам может считаться вполне приемлемой. Ссылаясь на данные ОЭСР, Минфин сообщал, что в РФ эта нагрузка составляет около 30%.
Однако одновременно с этим можно найти другие расчеты, которые доказывают избыточность налоговой нагрузки в РФ. Так, эксперты Института экономики роста им. Столыпина, ссылаясь на данные PwC, ранее сообщали, что «налоговая нагрузка на бизнес в РФ выше среднемирового уровня, а по нагрузке на фонд оплаты труда (ФОТ) Россия превышает среднемировое значение более чем в два раза».
В исследовании PwC за 2018 год указано, что в России на все уплачиваемые бизнесом налоги приходится 47,5% от его коммерческой прибыли. При этом налоги только на ФОТ составляют свыше 36%. В Дании эти показатели составляют соответственно 24,2 и 3,8%, в Норвегии – 37,5 и 15,9%. Разве что Швеция на уровне России с показателями 49,1 и 35,4%.
«Основное отличие промышленно развитых стран, в том числе скандинавских, состоит в том, что они основной упор в налогообложении делают на доход физических лиц. Льготная система налогообложения действует в таких странах для юридических лиц, которые, помимо своей основной деятельности, осуществляют инновационную деятельность», – сообщил «НГ» доцент РАНХиГС Алисен Алисенов.
По его словам, «граждане скандинавских стран в опросах обычно говорят, что считают собственную налоговую систему более или менее справедливой на основании того факта, что большая часть уплаченных налогов возвращается в виде компенсаций, пособий, трансфертов, медицинского страхования».
Опрошенные «НГ» эксперты обращают внимание: главный вывод из сравнения российской и скандинавской экономик состоит не в том, что в России следует поднять налоги для поддержания социальной сферы, а в том, что властям следует повышать эффективность распределения ресурсов, которые пока, судя по всему, не возвращаются в полной мере к налогоплательщикам.
комментарии(0)