Графика pixabay.com |
Так называемое линейное телевидение, которым пользуются еще многие россияне, усаживаясь перед телевизионным экраном с пультом в руках, в России может потерять смысл к 2037 году, сообщил во вторник президент Медиа-Коммуникационного союза Михаил Демин на форуме СМИ России и Китая, который проходит на полях Восточного экономического форума.
Он заявил, передает ТАСС, что в России основу медиапотребления составляет сейчас аудитория 1963–1983 годов рождения. Это те люди, которые были рождены в аналоговую эпоху, пережили сначала появление факсимильной связи, потом – первых настольных компьютеров, и сейчас, оставаясь верными потребителями обычного линейного телевидения, уже активно осваивают новые способы медиапотребления, уходят в цифровые медиаплатформы. По словам Демина, противостоят этой группе еще два поколения, первое – люди 1983–2003 годов рождения, у которых практически всю жизнь был смартфон, они привыкли пользоваться соцсетями, поисковиками, крупнейшими поставщиками сервиса электронной почты, но линейное телевидение почти не смотрят, и второе – люди с 2003 года рождения, которые используют самые новые технологии медиапотребления, однако линейное телевидение не смотрят совсем.
По словам Демина, согласно прогнозу, в 2022 году в России количество представителей поколения, которое смотрит линейное телевидение, сравняется с числом представителей поколений, которые не смотрят его почти или совсем. Поэтому скорее всего с этого времени линейное медиапотребление начнет драматически сокращаться, уверен Демин. «Конечно, ко всем этим прогнозам мы относимся с некой долей юмора, потому что никто толком не знает, что произойдет. Но тем не менее это некий консенсус, к которому отрасль пришла в процессе неких круглых столов, обсуждений и так далее», – отметил Демин.
Юмор, вероятно, черный. Странно, почему за финишный год для ТВ, к созданию которого причастна и русская инженерная мысль, принят 2037 год, который больше ассоциируется со столетием начала большого сталинского террора. Лучше взять за точку угасания все же 2039-й, ведь именно в этот год исполнится ровно 100 лет с того момента, как 10 марта 1939 года в СССР началось телевещание из Шаболовского телецентра в Москве.
Пока телевидение держится в борьбе с такими новыми форматами просмотра видеоконтента в Интернете и на смартфонах, как тематические каналы на различных видеохостингах, в первую очередь в YouTube, видеоконтент доступен зрителю и в OTT-сервисах, предоставляющих видеоуслуги через смартфоны и даже очки виртуальной реальности.
Исследование компании телеизмерителя Mediascope показало, что телевизор еще не полностью исключен из жизни россиян: около 99% жителей крупных российских городов в возрасте от четырех лет включают телевизор хотя бы раз в месяц, ежедневно это делают 68% населения. Чем старше зрители, тем больше времени они смотрят телевизор. Больше всего времени этой старинной забаве уделяют россияне старше 54 лет: в среднем в сутки они смотрят ТВ 363 минуты. Телевидение остается медиа с наиболее высоким охватом. Согласно исследованию, в среднем в сутки в городах, где проживает более 100 тыс., телевизор смотрят 230 минут.
И все же есть очень важный признак угасания классического ТВ и перехода аудитории к новым способам просмотра новостей, познавательных и развлекательных видео – это рекламные бюджеты.
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, в I квартале 2019 года суммарный объем рекламных бюджетов в средствах распространения рекламы за вычетом НДС составил около 111 млрд руб., что на 4% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Но на телевидении в этот период рекламные бюджеты хотя и остались одними из самых значимых – 42 млрд руб., они не только уступили доходам интернет-проектов (51,5 млрд), но и сократились на 6%, тогда как цифровые носители прибавили 18%. В 2018 году суммарный объем рекламы составил почти 469 млрд руб., что на 12% больше, чем годом раньше. На ТВ пришлось 187 млрд (рост на 9%). А Интернет за год добавил 22% и достиг 203 млрд руб.
Консалтинговая компания PWC отмечает, что темпы роста в этом сегменте были двузначными и в 2017 году: объем рынка интерактивной рекламы в 2017 году, по разным оценкам, составил от 133,9 млрд руб. до 166,3 млрд руб., а это равносильно 20–24%-ному приросту по отношению к 2016 году.
Согласно опросу Левада-Центра, на сегодняшний день телевидение по-прежнему остается главным источником получения информации о происходящих в стране и мире событиях. Однако доверие к нему со стороны жителей России падает. В 2018 году заметно снизилось доверие россиян к тому, как телевидение освещает отдельные темы, прежде всего экономические. Более половины населения считает, что освещение телеканалами положения дел в экономике «не соответствует действительности».
За последние десять лет телеаудитория сократилась с 94 до 72%. Из традиционных СМИ страдает не только ТВ, радио и газеты за 10 лет сократили свои аудитории более чем в два раза. Часто используют их для получения новостей лишь 15% и 12%, и это прежде всего люди старших возрастов. Интернет-аудитория, напротив, за 10 лет выросла в три раза: с 9% до трети населения страны.
С учетом того, что многие россияне продолжают активно смотреть «ящик», правительство активно замещает уходящие в Интернет рекламные деньги, помогая нужным телеканалам продлить агонию. Недавно премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил правила выделения субсидий из федерального бюджета Первому каналу. Ранее СМИ сообщали, что чистый убыток Первого канала за 2018 год составил 6,8 млрд руб. В ноябре того года аудиторы, проводившие оценку экономики Первого канала, выяснили, что для продолжения вещания российским властям придется ежегодно выделять каналу не менее 6,5 млрд руб. до 2021 года. Хотя Минфин согласился только на 2,5 млрд.
Впрочем, вынуждены прибегать к некоммерческим источникам финансирования и так называемые нишевые, в том числе и оппозиционные госканалам телеканалы. Как сообщил госканал RT (есть и в Интернете, и в классическом телевидении) телеканал «Дождь» с 2014 года ежегодно получает финансирование от Европейской комиссии и фонда Sreda Foundation в размере 59–109 тыс. евро. В марте 2019 года от Евросоюза поступило 1,55 млн руб., в июне 2019 года – 1,37 млн руб.
Главный аналитик Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян считает, что процесс умирания классического ТВ произойдет гораздо быстрее, чем до 2037 года.
По его словам, падение рекламных бюджетов коррелирует, но не зависит напрямую от аудитории. «В совокупности собственные сервисы, сайты и приложения вещателей обеспечивают менее половины (44,8%) охвата аудитории каналов I–II мультиплекса в сети Интернет, тогда как большую часть (55,2%) охвата обеспечивают сторонние видеосервисы (агрегаторы). Это отражает ситуацию, сложившуюся в последние годы с развитием сервисов ОТТ-ТВ: вещатели активно развивали договорные отношения с сервисами-агрегаторами, что способствовало росту охвата вещания федеральных каналов в сети Интернет». При этом агрегаторы активно инвестировали средства в инфраструктуру доставки контента вещателей на всей территории России, в разработку приложений, в создание сетей связи и сетей доставки контента (CDN), в распространение оборудования для абонентов (ТВ-приставки) и, наконец, в маркетинг и подключение абонентов, увеличивая аудиторию телеканалов для рекламодателей, измеряемую по системе Big TV рейтингов, учитывающих аудиторию телепрограмм в Интернете», – сказал «НГ» Казарян.
Основная тенденция развития телесмотрения, особенно среди молодежной аудитории, – это просмотр телепрограмм в формате «видео по запросу» (video on demand, VOD) на различных платформах, включая популярные видеохостинги и социальные сети, говорит эксперт. «Аудитория отдельных популярных телепрограмм («Вечерний Ургант», «Голос» и многих других) на официальных страницах каналов в YouTube в сотни, а порой тысячи раз превосходит аудиторию этих телепрограмм при распространении через собственные ресурсы телеканалов или агрегаторов, что создает дополнительные возможности по монетизации контента телепрограмм, – говорит Казарян. – Более того, значительная доля аудитории телепрограмм в Интернете не смотрит сами телеканалы никаким другим способом, кроме платформ-видеохостингов. Ряд крупных телеканалов экспериментирует и с собственными нелинейными сервисами по распространению телевизионного контента (например, «ТНТ-Премьер»). Таким образом, с ростом аудитории Интернета и проникновения новых устройств (Смарт ТВ, планшеты, телевизионные и игровые приставки) аудитория телеканалов будет все больше смещаться в сторону различных интернет-платформ и агрегаторов. Так что мы предполагаем, что процесс («угасания» линейного ТВ. – «НГ») произойдет гораздо быстрее», – заключил эксперт.
комментарии(0)