В систему экспортных трубопроводов попало около 5 млн тонн грязной нефти. Фото с сайта www.transoil.by
Попадание загрязненной нефти в экспортные магистрали нанесло стране серьезный экономический, материальный и имиджевый ущерб, заявил Владимир Путин. И президент «Транснефти» Николай Токарев еще в апреле пообещал президенту, что ситуация нормализуется «в ближайшее время». Однако и в сентябре о нормализации ситуации говорить не приходится. Более того, выяснилось, что международный и внутренний кризис, который возник из-за грязной нефти, далек от разрешения.
Представители компании «Роснефть» заявили во вторник, что спустя четыре месяца с начала кризиса трубопроводная монополия «Транснефть» не дала внятные ответы на вопросы, касающиеся загрязнения сырья хлорорганическими соединениями, и не нашла решения проблемы с качеством нефти, сообщает Reuters.
«В настоящее время судьба всего объема суррогатного сырья остается без решения, претензии пострадавших грузоотправителей и их контрагентов не урегулированы», – говорится в сообщении «Роснефти».
Российская нефть Urals была загрязнена хлорорганическими соединениями в середине апреля, что стало причиной приостановки поставок в Европу и отгрузки некондиционного сырья из порта Усть-Луга. За несколько месяцев «Транснефть» очистила участки нефтепровода «Дружба», по которым российская нефть экспортируется в Европу, и трубопровод в Усть-Лугу, перекачав большую часть сырья на территорию РФ для хранения и последующего разбавления загрязненного объема с чистой нефтью, напоминает агентство Reuters. Трубопроводная монополия также пообещала компенсировать нефтяным компаниям вызванные кризисом убытки, однако, по мнению Роснефти, пока не сильно в этом преуспела.
После начала кризиса с качеством российской нефти марки Urals потребители начали прорабатывать альтернативные маршруты поставок и искать новых поставщиков для своих нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). В системе магистральных нефтепроводов на территории РФ нет адекватного мониторинга качества сырья, а грузоотправители в процессе смешения грязной и чистой нефти никак не участвуют и не могут влиять на качество конечной смеси.
На выходе из трубы поставщики нефти получают смесь, которая может не соответствовать качеству, сданному конкретным грузоотправителем в систему магистральных трубопроводов изначально. При этом представители «Роснефти» опасаются, что качество российской нефти марки Urals в порту Приморск может ухудшиться относительно текущих уровней, что приведет к дополнительным убыткам.
В августе представители «Транснефти» публично уведомили на совещании в Минэнерго РФ, что намерены поставлять на НПЗ Центрального региона и в порт Приморск нефть с содержанием хлорорганических соединений до 6 ppm (parts per million – частей на миллион, то есть 1% равен 10 000 ppm). Такая концентрация хлорорганики является максимальным пределом по российским нормам, но становится «запретительной» для европейских потребителей. Таким образом, ухудшение качества нефти может привести к новому удару по репутации России как надежного поставщика.
Пока «Транснефть» договорилась только с «Казтрансойлом», пообещав компенсировать ущерб казахстанским производителям за отгрузку некондиционной нефти в балтийском порту Усть-Луга в размере 15 долл. за баррель, напоминает Reuters.
Ранее председатель совета директоров «Роснефти» Герхард Шредер в письме к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву предложил повсеместно в РФ внедрить практику привлечения независимых инспекторов для контроля качества нефти. С такими идеями Шредер выступил в ответ на предложение «Транснефти» передать ей в оперативное управление более 150 пунктов сдачи сырья, в том числе принадлежащие нефтяным компаниям, сообщает ТАСС.
В «Роснефти» отметили, что комментарии официального представителя «Транснефти» Игоря Демина в отношении компании являются бессодержательными, не соответствуют действительности и никак не объясняют появление 5 млн т суррогата в системе трубопроводов. «Высокое качество нефти, сдаваемой «Роснефтью» в систему магистральных трубопроводов, подтверждается актами приема-сдачи сырья, подписанными в том числе и представителями самой «Транснефти». Производители оборудования, которым располагают российские и европейские НПЗ, исключают возможность переработки нефти, содержащей хлорорганики больше 1 ppm, по причине коррозии и выхода оборудования из строя», – говорится в заявлении компании.
Кроме того, «Роснефть» назвала неприемлемыми комментарии «Транснефти», касающиеся письма председателя совета директоров Герхарда Шредера в правительство РФ из-за инцидента на нефтепроводе «Дружба». «Роснефть» надеется на извинения в адрес экс-канцлера со стороны «Транснефти», сообщается на сайте «Роснефти».
Не устранены последствия загрязнения нефти и в соседних странах. Так, Польше может потребоваться около года на вывод загрязненной нефти из своей системы передачи и хранения нефти после попадания в нее по трубопроводу «Дружба» некачественного сырья. Об этом во вторник заявил зампред правления компании – оператора польского участка нефтепровода «Дружба» PERN Рафал Миланд.
комментарии(0)