Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов принял к сведению радикальное предложение главы ФАС Игоря Артемьева. Фото РИА Новости
Правительство поручило Федеральной антимонопольной службе (ФАС) подготовить новый план развития конкуренции на период до 2025 года. Поручение важное: развитие конкуренции упоминается в списке мер по повышению экономического потенциала, который ранее подготовило для президента Минэкономразвития. ФАС начала с радикальных предложений – уничтожить госкорпорации. Минфин эту рекомендацию принял к сведению. Но, как говорят эксперты, вряд ли стоит ожидать кардинальных изменений в российском подходе к экономическому управлению.
В течение ближайших шести месяцев, до 10 марта 2020-го, Федеральная антимонопольная служба должна подготовить и внести в правительство проект национального плана развития конкуренции на период 2021–2025 годов. Информация о таком решении была размещена на официальном сайте кабмина в субботу.
Глава ФАС Игорь Артемьев рассказал, какие идеи могут лечь в основу нового плана. «Надо уничтожить российские госкорпорации, перевести их в другие организационные формы, в акционерные общества», – заявил Артемьев. «Они должны стать простыми акционерными обществами без привилегий, тогда будет конкуренция», – пояснил он.
Правительство отреагировало сдержанно. Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов сообщил, что действительно «акционерные общества – наиболее эффективная форма работы бизнеса». «Но есть целый ряд вопросов, которые требуют отдельного организационно-правового статуса в форме государственных корпораций… Мы видим, что есть целый ряд государственных корпораций, которые близки по своей деятельности к форме акционерных обществ. Будем работать, посмотрим. Мы приняли предложение к сведению», – сказал Силуанов.
Уточним, Артемьев упомянул только госкорпорации. В частности, таким статусом обладают ВЭБ.РФ, Роскосмос, Росатом, Ростех, Фонд содействия реформированию ЖКХ, Агентство по страхованию вкладов.
Тем самым ситуация с госкомпаниями и госбанками, которые являются акционерными обществами, но при этом более чем на 50% принадлежат государству, формально осталась за рамками правительственных обсуждений. Однако даже в таком виде предложение Артемьева возвращает в повестку дня вопрос о перспективах существования в России так называемого госкапитализма.
Развитие конкуренции – одна из восьми дополнительных мер повышения экономического потенциала РФ, которые ранее подготовило по поручению президента Минэкономразвития. В целях развития конкуренции министерство предлагает снижать долю государства в экономике. Выступая за конкуренцию, Игорь Артемьев сослался на корейский опыт экономического чуда, связанного с ликвидацией монополий, передают СМИ.
Ранее, еще в должности премьер-министра Владимир Путин уверял, что «мы… не собираемся создавать государственный капитализм». Если власти и концентрируют какие-то ресурсы, «то только для того, чтобы поднять то или другое производство, ту или другую отрасль», уточнял он на инвестиционном форуме в Сочи в 2011 году. При этом Путин уверял, что при улучшении ситуации в отраслях государство будет постепенно сокращать свое присутствие.
Обещания убеждали не всех. Приватизация скорее всего будет частичной, государство вряд ли откажется от контроля над стратегическими сферами и финансовыми потоками, прогнозировали эксперты. При этом именно с моделью госкапитализма некоторые из них связывали основные проблемы экономики РФ.
Экономист Нуриэль Рубини так описывал недостатки экономик стран БРИК (Бразилии, РФ, Индии, КНР): «Слишком заметное присутствие госкомпаний и госбанков в экономике, кредитование и финансирование напрямую направляется в любимые правительством сектора и компании, правительство сопротивляется реформам, ужесточает контроль над природными ресурсами, вводятся различные протекционистские меры и ограничивается импорт».
Опрошенные «НГ» эксперты, однако, не ждут после сделанного ФАС предложения кардинальных изменений в российском подходе к экономическому управлению.
Как сообщила доцент Российского экономического университета (РЭУ) Наталья Свечникова, несмотря на то что акционерные общества более эффективны, «есть опасность перехода управления движением финансовых потоков к ограниченной группе лиц». Более того, по словам эксперта, госкорпорации могут лоббировать свои интересы, приводя весомые контраргументы, а значит, они могут и притормозить движение в сторону акционирования. «Вопросы существования или ликвидации элементов госкапитализма в России не ограничиваются лишь преобразованием госкорпораций в акционерные общества. Ведь государство не намерено утрачивать контроль над управлением этими структурами», – обращает внимание Свечникова.
По словам первого вице-президента «Опоры России» Павла Сигала, «вопрос о том, чтобы предоставить отдельный организационно-правовой статус госкорпорациям, назрел давно». Но с точки зрения стабильности, экономической и иной безопасности государства не все госкорпорации можно перерегистрировать, замечает он. «Предложение по реорганизации государственных корпораций, естественно, будет правительством изучено и проанализировано. Но вероятность положительного решения в ближайшем будущем все же невысокая. Связано это с тем, что и в стране, и в мире сейчас наблюдается экономически нестабильная ситуация и смена экономической модели может оказаться крайне болезненной», – считает доцент РЭУ Алексей Яшкин.
«Если дойдет до реализации этой инициативы, то скорее всего просто поменяются вывески», – полагает доцент РЭУ Михаил Хачатурян. При этом эксперт напомнил, что появление в стране некоторых госкорпораций и госкомпаний – это результат произошедшей в начале 1990-х годов трансформации крупнейших отраслевых министерств. И такой итог преобразований эксперт считает вполне удовлетворительным. Потому что, по его словам, был еще второй путь трансформации – когда отрасль буквально разбирали по частям, что потом приводило к необходимости восстанавливать все чуть ли не с нуля.
комментарии(0)