Фото eadaily.com
Мосгорсуд 19 августа сохранил меру пресечения в виде ареста для председателя правления «Тольяттихимбанка» Александра Попова, имеющего статуса обвиняемого в новом деле, связанном с компанией «Тольяттиазот», пишет РАПСИ. С 31 мая 2019 года Попов находится под арестом, ему инкриминируется ст.210 УК РФ и совершение ряда других преступлений, предусмотренных ст.ст.159, 199 УК РФ.
В день рассмотрения апелляции стало известно, что в поддержку Александра Попова выступил уполномоченный при президенте РФ по правам предпринимателей Борис Титов, отмечает ТАСС. 16 августа его аппарат отправил официальный запрос первому заместителю Генерального прокурора Александру Буксману. В обращении Титова сказано, что Попов выполнял действия, в которых его обвиняет следствие, в рамках своих должностных обязанностей, а уголовное дело по ст.210 УК РФ – «возбуждено в отношении лиц, объединенных внутрикорпоративными и деловыми связями, взаимодействовавших между собой в рамках обычной служебной и предпринимательской деятельности».
Как указано в обращении, «несмотря на это, в постановлении Басманного районного суда г. Москвы от 31 мая 2019 года при избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу судья констатировал, что преступления, в совершении которых обвиняется Попов А.Е., не относятся к деяниям, совершенным в сфере предпринимательской деятельности, поскольку не содержат признаков предпринимательской деятельности, указанных в ст.2 ГК РФ».
Кроме того, бизнес-омбудсмен также отметил, что действия, расцениваемые следствием как преступные, были совершены в период с 2008 по 2010 год, а значит, срок их давности истек, а вменение ст.210 УК РФ представляется чрезмерным и необоснованным. В своем письме к первому заместителю Генпрокурора Титов попросил проверить законность и обоснованность действий со стороны следствия.
В поддержку председателя «Тольяттихимбанка» высказались и многие тольяттинцы - более 5000 жителей города подписали петицию в интернете.
Уголовное преследование бывших руководителей «Тольяттиазота», по мнению многих экспертов, инициировано на почве крупного корпоративного конфликта с компанией «Уралхим», являющейся миноритарным акционером тольяттинского предприятия. Это дело считается в среде экспертов еще одним ярким примером неправомерного применения ст. 210 УК РФ (Организация или участие в преступном сообществе), которая стала инструментом рейдерского захвата бизнеса и механизмом давления для силовых структур. Данная статья сегодня нередко инкриминируется человеку, который имеет любые связи с главными фигурантами дела. Арест Попова можно расценить именно так.
«Примечательно, что арест Попова произошел в тот момент, когда слушания в Тольяттинском суде перешли в завершающую стадию. Это может расцениваться как попытка оказать влияние на принятие судебного решения» - отмечал ранее управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов. Также он добавил, что «адвокаты предприятия уже неоднократно заявляли об оказании давления со стороны СК России на сотрудников ПАО «Тольяттиазот», свидетелей по уголовному делу и на адвокатов».
Следует отметить, что о проблеме необоснованного привлечения к уголовной ответственности в последние месяцы действительно говорят на различных уровнях, в том числе об этом упоминал и президент России.
Дело в том, что ст.210 УК РФ ввели еще в 1990-х годов для того, чтобы привлекать к ответственности главарей преступных группировок, которые лично не совершали убийств или иных тяжких и насильственных преступлений (бандитизм, вымогательство и т.д.), но ими руководили. Однако затем по этой статье следственные органы все активней стали привлекать и обычных предпринимателей.
Главная проблема ст.210 заключается в формулировках - одним из признаков преступного сообщества названа «структурированность» наряду с «организованностью» и «специальной целью деятельности», для получения финансовой или иной выгоды, как например, заработной платы за свою работу в любой компании. То есть теоретически под преступное сообщество можно подвести любую организацию (банк, фирму) и даже семью, поскольку структура есть везде: начальник/подчиненный, старший член семьи по отношению к младшему.
Во время своей Прямой линии в апреле Владимир Путин был категоричен по поводу запрета применять к бизнесу ст.210 УК РФ, предусматривающую ответственность за организацию преступного сообщества либо участия в нем. Глава России поручил правовому управлению и администрации президента совместно с Верховным судом и Генеральной прокуратурой подготовить предложения по уточнению норм законодательства РФ, касающихся организованной преступной деятельности, в целях исключения применения этих норм к экономическим преступлениям. В ближайшее время соответствующие изменения законодательства России должны быть приняты, что отразится на судьбах многих бизнесменов, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности по ст.210 УК РФ, включая Александра Попова.
комментарии(0)