Россиянам хватает средств далеко не на все продукты питания. Фото РИА Новости
Сфера розничной торговли в России, судя по всему, так и не преодолела кризис. Особенно это касается торговли продовольственными товарами, оборот которой ниже докризисных значений почти на 7%, следует из материалов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Ретейлеры придумают новые подходы для привлечения спроса. По словам экспертов, одно из новшеств – продажа еды в рассрочку. Скоро такая «услуга» может стать массовой из-за падающих доходов населения, считают эксперты.
Оборот розничной торговли в РФ в январе-июле увеличился на 1,6%, следует из данных Росстата. Однако он до сих пор ниже докризисных уровней. Сейчас он отстает примерно на 3% от среднемесячных значений 2012 года (с устранением сезонности). Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, напитками, табачными изделиями ниже среднемесячного значения 2012-го на 6,6%. В случае с непродовольственными товарами он лишь немногим превысил докризисный уровень – на 0,5%. Такие данные приводит в своем исследовании ЦМАКП.
«Во втором квартале 2019 года наблюдалось дальнейшее замедление потребительского спроса в условиях сохранения слабой динамики доходов населения», – сообщило ранее Минэкономразвития. «Рост оборота розничной торговли во втором квартале 2019 года продолжил замедление в годовом выражении, главным образом за счет непродовольственных товаров», – уточняли в ведомстве Максима Орешкина.
Ретейлерам приходится подстраиваться под многолетний потребительский кризис. «В лучшем положении сейчас находятся крупные торговые сети, у которых большая номенклатура товаров, – сообщил «НГ» директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгий Остапкович. – У них есть возможность применять различные акции, бонусы, скидки. Они приспосабливаются под падающий спрос как могут».
Выявилась тенденция, которой, по словам эксперта, раньше не было. Ретейлеры пытаются теперь влиять на всех покупателей: не только на высоко- и среднедоходных, но и на низкодоходных. Выражается это в «игре» с ценами: магазины могут не очень сильно увеличивать торговую наценку на товары первой необходимости и компенсировать это за счет большей наценки на товары премиум-сегмента, на алкоголь и т.п. «Однако это прерогатива сетевиков. Малые магазины так делать не могут, у них меньше пространства для маневра», – уточняет Остапкович.
«Сегодня покупатель сильно зависит от промоакций, в результате чего в сетевой торговой точке до 80% ассортимента может участвовать в акциях, тогда как малой рознице и небольшим сетям такой маркетинг фактически недоступен», – сообщил «НГ» директор по развитию Ассоциации магазинов розничной торговли Григорий Павлов. По его словам, розница «играет с ценовыми сегментами». Также она старается расширять ассортимент, вводя новые, собственные торговые марки.
«Форм и методов, которыми торговые точки могут стимулировать покупателей, наберется не один десяток, включая ценовые (временное снижение цен на те или иные товары), стимулирование (различные системы вознаграждения за покупку: карты лояльности, призы, купоны), рекламные (распространение информации о товаре или акциях), активное продвижение (демонстрация товара, дегустации) и т.д.», – перечислили «НГ» в пресс-службе Ассоциации компаний розничной торговли.
«Скидочные акции и кредит – два основных двигателя торговли», – говорит член Торгово-промышленной палаты Анна Вовк. По ее словам, «может, и не всегда акции позволяют сэкономить», но потребителям так легче совершать покупки в условиях падающих доходов.
«Покупка товаров длительного пользования, например бытовой техники, в кредит стала обычным явлением, – продолжает Вовк. – Тем более что ретейлеры договариваются о партнерских программах с банками и дают скидку на величину процентов, тем самым превращая кредит в рассрочку». Но к этому стоит теперь добавить новую тенденцию: кредитование, или, точнее, рассрочка внедряется в продуктовую розницу, говорит Вовк.
«Розничные сети начали выпуск карт для оплаты товаров в рассрочку, – отмечает ведущий стратег брендингового агентства DDVB Дмитрий Комаров. – При снижении доходов населения такие карты могут обеспечить покупку товаров повседневного спроса».
Этот механизм – еда в рассрочку – «может стать более популярным, чем сейчас, если продолжится тенденция увеличения доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума», считает доцент Российского экономического университета Светлана Казанцева.
Экономист обращает внимание, что рассрочку нужно будет когда-то отдавать, «соответственно будет запущена цепочка постоянной нехватки денег». Потому что, условно говоря, сегодня люди будут оплачивать покупки, сделанные вчера, но в условиях падающих доходов им снова не будет хватать денег на текущее потребление.
Между тем, как полагает гендиректор компании «Евроэксперт» Екатерина Синогейкина, еда в рассрочку может стать «инструментом не столько стимулирования спроса и роста объемов продаж, сколько конкурентной борьбы» самих ретейлеров. При этом, по мнению эксперта, скорее всего потребители разово купят в рассрочку то, что не могли себе позволить раньше, но они не будут пользоваться этой услугой постоянно. Как, в свою очередь, замечает вице-президент РФИ банка Елена Чижевская, механизм «повседневные товары в рассрочку» не такой уж и экзотический, к нему прибегают в том числе в других странах.
комментарии(0)