Экономические успехи КНР вызывают все больше вопросов. Фото Reuters
На фоне торговых противостояний Китая и США американские ученые нанесли по Поднебесной новый удар. По версии экономистов, показатели роста экономики КНР завышаются в среднем почти на 2 процентных пункта (п.п.). К китайской статистике и раньше были вопросы. Даже сами китайцы не считают показатель ВВП достоверными данными, предлагая для надежности оперировать такими показателями, как кредиты, потребление электроэнергии и железнодорожные перевозки.
Во вторник США отложили введение пошлин на некоторые китайские товары до 15 декабря, говорится в сообщении торгпреда США. Это снижает накал страстей вокруг противостояния США и КНР, но лишь временно. Потому что претензии в адрес Китая продолжают поступать снова и снова, и касаются они в том числе достоверности китайской статистики, фиксирующей завидный рост ВВП КНР.
Китай по итогам первого полугодия показал минимальные темпы роста с 1992 года. За шесть месяцев этого года экономка Поднебесной увеличилась всего на 6,3% в годовом выражении. Однако и эти показатели роста могут быть излишне завышены, приходят к выводу в Национальном бюро экономических исследований (Nacional Bureau of Economic Research, NBER). В организации приводят выдержки из исследования профессоров Китайского университета Гонконга и Чикагского университета, в котором даются выводы о том, что рост в Поднебесной в последние годы был ниже, чем указывается в официальной статистике КНР, а доходность капитала – выше. Потребление, по версии ученых, также играет в Китае куда большую роль, чем принято считать.
Их анализ данных по росту ВВП Китая за период с 2010 по 2016 год позволяет говорить о том, что в среднем экономика КНР росла на 1,8 п.п. ниже тех значений, которые сообщал официальный статистический орган КНР. И ВВП не единственный показатель, вызывающий сомнение. Экономисты также пришли к выводу, что только в 2016 году уровень инвестиций и сбережений был примерно на 7 п.п. ниже, чем следовало из официальных отчетов.
По мнению ученых, местные власти в Китае зачастую завышают показатели экономической активности в регионах, и в итоге сумма оценок местного ВВП превышает общенациональное значение. «У местных чиновников в Китае есть стимул, чтобы раздуть свои отчеты об инвестициях и общей экономической активности, потому что они будут вознаграждены за достижение целей экономического роста», – рассказывают экономисты в своем отчете, который публикует NBER.
Национальное бюро статистики Китая (НБС) признает завышение показателей на местных уровнях, но не имеет полномочий контролировать действия местных органов власти, пишут ученые. «Вместо этого НБС использует данные местных органов власти, но корректирует эти цифры, чтобы получить официальное число для национального ВВП Китая. Сумма же оценок местного ВВП превышает значение оценок национального ВВП на 5–6 п.п. в период с 2003 по 2016 год», – сообщают исследователи, замечая, что активное завышение местных данных началось с 2008 года.
И это не впервые, когда ученые сомневаются в статданных Китая. К примеру, ранее ученые из Чикагского университета попытались сопоставить показатели по приросту ВВП с данными космических спутников. В результате выяснилось, что при сравнении динамики ночного освещения стран, которое фиксируется спутниками из космоса, приростом ВВП обнаруживаются значительные нестыковки.
В частности, за 10-процентным ростом уровня ночного освещения стоит увеличение ВВП на 2,4% в наиболее демократических странах и на 2,9–3,4% в наиболее авторитарных, говорилось в исследовании. Наиболее «несвободные страны», к которым ученые причисляли и Китай, могут в результате завышать свои официальные показатели ВВП на 15–30%, делали вывод исследователи (см. «НГ» от 18.05.18).
Впрочем, китайцы и сами не скрывают, что у них не все в порядке со статистикой. Как ранее сообщала британская Financial Times, в 2017 году центральное правительство обвинило три провинции Китая в сфабрикованных данных.
Кроме того, широкую известность приобрел так называемый индекс Ли Кэцяна по имени премьера Госсовета КНР. Китайский чиновник как-то предложил оценивать реальное экономическое развитие Китая по объемам потребляемой электроэнергии, грузовых железнодорожных перевозок и новых кредитов, отмечая, что сам показатель ВВП является «искусственным». Согласно этому индексу, к примеру, рост экономики Китая в третьем квартале 2015 года составил около 3%, в то время как официально власти заявляли о 6,9%, писало издание Epoch Times.
Вероятно, реальный рост Китая не составляет и половины от официальной цифры, считает старший научный сотрудник Азиатской программы Центра Карнеги Майкл Петисс. «В разговорах с предпринимателями, экономистами или аналитиками выясняется, что трудно найти хотя бы одну отрасль китайской экономики, которая росла бы приличными темпами. Почти все собеседники жалуются на тяжелые условия, рост количества банкротств, падение фондового рынка, пессимистические ожидания. Такая картина – это совсем не то, чего ждешь от экономики, которая растет на 6,5% в год», – замечает он.
Дискуссия о неточностях в китайской статистике идет уже не один год, признают эксперты «НГ». Профессор бизнес-школы «Сколково» Олег Ремыга обращает внимание на тот факт, что завышение показателей и искажение статистики также невыгодно китайским властям. «Это лишь усиливает дисбалансы внутри экономической системы», – считает он, подчеркивая, что даже с учетом статистических ошибок Китай остается одной из самых быстрорастущих крупных экономик мира.
«Творческий» подход к статистике позволяет одну и ту же ситуацию преподнести с разных сторон, как с выгодных, так и с негативных, замечает руководитель аналитического департамента компании «ФинИст» Катя Френкель. «С одной стороны, развитость экономики Поднебесной не вызывает сомнения ни у кого. Настолько не вызывает, что гегемония США в ранге первой экономики мира пошатнулась. И те начали действовать. И очень похоже, всеми методами. Появилось множество статей, так или иначе ставящих под сомнения все успехи Китая», – говорит она. С другой стороны, Китай, продолжает Френкель, это коммунистическая страна со всей вытекающей отсюда партийной непрозрачностью. «И если партия сказала, что ВВП страны должен расти на 6,5% в год, то как эта цифра может быть ниже?» – задается вопросом эксперт.
В любом случае, резюмирует экономист, какой бы рост ВВП ни рисовал себе Китай – 6,5 или 3%, – эти цифры не окажут негативного влияния на привлекательность экономики КНР для инвесторов. Потому что в мире не найдется и десятка стран, которые хотя бы 10 лет росли с ВВП больше 2% ежегодно. «А у Китая эта цифра однозначно выше и без всякой коммунистической показухи», – утверждает Катя Френкель.
комментарии(0)