Замедление падения в автопроме предлагают рассматривать как надежду на рост в будущем. Фото РИА Новости
Эксперты продолжают анализировать неожиданно бурный рост в промышленности, отмеченный Росстатом в июне. Хотя к работе статистического ведомства сохраняется немало претензий, в Центре развития Высшей школы экономики (ВШЭ) надеются, что за счет положительных изменений условий бизнеса, которые давили его в первом полугодии, во втором – промышленность страны покажет заметный рост, а за ним вытянется, как обещают финансовые власти, и весь ВВП.
Среди специалистов активную дискуссию вызвало ускорение роста промышленного производства в июне, составившее по данным Росстата 3,3% в годовом выражении (после 0,9% в мае). При этом рост обрабатывающей промышленности был выше роста промышленности в целом – 3,4%. В июне замедлилось падение в производстве автомобилей, а бульдозеров и автобусов произвели почти на 70% больше. Компьютеров и электродвигателей выпустили на более чем 40% больше.
Эксперты института Центр развития НИУ ВШЭ примкнули к широким рядам критиков статведомства и подчеркивают в своем последнем докладе, что данные Росстата о динамике промышленного производства содержат нестыковки и проблемные зоны.
Но даже если абстрагироваться от этой проблемы, эксперты предлагают не предаваться эйфории от результатов первого месяца лета по той причине, что от месяца к месяцу динамика промышленного производства демонстрирует «американские горки», а его график напоминает пилу: хороший месяц сменяется плохим (после благоприятного апреля прирост промышленного производств в мае составил всего лишь 0,9% год к году (–0,8% со снятой сезонностью). Если посмотреть ретроспективно, то среднемесячный прирост со снятой сезонностью за январь 2017 – июнь 2019 года составил около 0,2%, указывают авторы доклада. В июне 2019-го прирост составил 1,1% к маю.
К плюсам текущей экономической конъюнктуры эксперты Центра развития относят ускорение в четырех отраслях внешнеэкономической деятельности, у которых значительные доли в совокупном промышленном выпуске. Они допускают, что эти отрасли вполне могут быть драйверами роста и во втором полугодии. Добыча полезных ископаемых (ее доля 34,3%) выросла к маю на 0,4%, больше было только в феврале (0,9%). А за полугодие рост составил 4%. Производство металлургическое приросло к маю на 2,1%, производство компьютеров, электронных и оптических изделий выросло за месяц сразу на 5%.
«Впрочем, опять возникают вопросы к данным Росстата. Если темпы роста четырех укрупненных секторов промышленности за июнь и январь–июнь, по данным Росстата, взвесить по добавленной стоимости 2010 года, то получим 2,8% и 2,4% прироста соответственно. При этом если вторая цифра близка к официальной росстатовской (но все же ниже на 0,2 процентного пункта), то вторая явно ниже – на 0,5 п.п», – отмечается в докладе.
Такого рода расхождения вызывают вопросы и усиливают и без того очень высокую общую неопределенность экономической ситуации, фиксируемую опросами, подчеркивают аналитики.
К минусам текущей экономической конъюнктуры аналитики относят сохраняющуюся тенденцию к падению инвестиций из прибыли. В первом квартале 2019 года рост инвестиций в основной капитал в экономике замедлился до 0,5% в годовом выражении против 3,8% в первом квартале 2018 года. При этом в 2019 году продолжался рост балансовой прибыли как потенциального источника финансирования инвестиций, но общая экономическая неопределенность снижает инвестиционную привлекательность ряда видов экономической деятельности.
«На этом фоне поддерживать рост промышленности будут отрасли, пользующиеся поддержкой государства, инвестиции в которые соответственно будут менее рисковыми», – полагают экономисты.
Рассчитывать на рост экспортно ориентированных отраслей, по их мнению, можно в меньшей степени в силу продления ограничений ОПЕК на добычу нефти, усиления торговых войн, а также сформировавшегося с сентября 2018 года тренда к укреплению реального эффективного курса рубля, снижающего международную конкурентоспособность российских производителей.
«Консенсусный рост российского ВВП составляет около 1,5% в 2019 году, а тренд роста промышленности – 0,2% в месяц, или около 2,5% в год», – говорится в докладе. Расчеты экономистов показывают, что темпы роста промышленного производства со снятой сезонностью в течение ближайшего квартала будут около нуля (к предыдущему месяцу), а относительно того же периода прошлого года снизятся с 3% в июле до примерно 2% в августе и сентябре, пишет ТАСС.
В ЦБ в пятницу спрогнозировали рост ВВП в 2019-м вблизи нижней границы интервала прогноза Банка России в 1–1,5%, говорится в бюллетене департамента исследований и прогнозирования ЦБ РФ «О чем говорят тренды».
Авторы документа констатировали, что макроданные за последние месяцы оказались несколько хуже ожиданий в начале 2019 года. Вместе с тем аналитики ЦБ по-прежнему ожидают постепенного ускорения роста ВВП во втором полугодии. По их прогнозам, в третьем-четвертом кварталах экономика будет расти темпами в 0,3% квартал к кварталу.
Не исключили в ведомстве главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, что возможен и более быстрый рост ВВП, так как «модель может не до конца учитывать ожидаемый разворот в положительную сторону динамики временных факторов, которые ранее были негативными и сдерживали рост в первом полугодии».
Эксперты Центра развития в связи с этим написали, что во втором полугодии, возможно, будут частично преодолены или смягчены факторы экономической конъюнктуры, которые затормозили рост ВВП в первом полугодии до 0,7% год к году против 2,3% в 2018 году, а рост промышленности до 2,6% против 2,9%. К ним они отнесли повышение НДС с начала 2019 года, укрепление реального курса рубля, чрезвычайно высокий уровень неопределенности экономической ситуации и торговые конфликты в мире. Впрочем, указали эксперты, нет оснований говорить, что все это обязательно произойдет.
«Пожалуй, у расширения действующих производств есть перспектива роста во втором полугодии 201-го, а вот со строительством новых – проблемы сохраняются, – сказал «НГ» первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. – У нас сейчас строятся одновременно 250–300 производств, но увеличения темпа не происходит. Дело в том, что не появляются новые инициаторы создания таких производств в промышленности, мы видим практически одни и те же действующие лица. Это связано с внутренними ограничениями, так как федеральное правительство и муниципалитеты до сих пор не создали благоприятных условий для появления новых инвесторов, порог совокупных сложностей по запуску проектов у нас не снижается: потенциальных инвесторов так и норовят «ошкурить», а вместо того чтобы помочь разобраться в хитросплетениях регулирования, штрафуют за нарушения. Все ограничения по вхождению в проект сохранились, за 3–5 последних лет здесь ничего не изменилось. Поэтому в таких условиях неплохо чувствуют себя те бизнесмены, кто смог адаптироваться».
Правительство продолжает ждать ускорения роста ВВП во втором полугодии. По крайней мере в июне об этом заявлял министр экономического развития Максим Орешкин. «У нас не очень хорошее начало года – 0,5% роста ВВП в годовом выражении в первом квартале. Но мы изначально это и ожидали. Мы видим, что прогнозы, которые есть на год – ускорение во втором полугодии, сохраняются и будут достигнуты», – отметил он.
«Опрос членов нашего союза, проведенный две недели назад, показал: 76% опрошенных уверены, что до конца 2019 года в экономике будет стагнация, так что настроения в основном негативные», – говорит Андриевский.
комментарии(0)