Квалифицированных рабочих рук промышленным предприятиям, как правило, не хватает. Фото Геннадия Михеева/PhotoXPress.ru
По данным ученых, российской промышленности не удается переломить негативный тренд сокращения численности работников. У предприятий возникают проблемы с наймом работников, что довело дефицит кадров до 6-летнего максимума.
Опрос Института Гайдара показал, что в июле в российской промышленности сохраняется стагнация. «Скромная, но относительно стабильная в 2019 году динамика спроса не позволяет предприятиям достичь желаемых объемов продаж, заставляет сдерживать рост выпуска, но не создает трудностей с управлением запасами готовой продукции», – говорится в исследовании.
Но у предприятий возникают проблемы с наймом работников. Баланс фактических изменений занятости остается отрицательным третий месяц подряд – промышленность теряет работников и пока безуспешно пытается увеличить их наем, сообщают эксперты Института Гайдара. Балансы планируемых изменений занятости остаются в плюсе с начала года, хотя после мартовского пика в 16 пунктов опустились в июне до 3 пунктов. Но даже эти скромные планы предприятиям не удается реализовать. Дефицит кадров дошел до 6-летнего максимума, говорится в документе.
Речь, конечно, не о том, что в стране стало некому работать. Недавно Росстат сообщал, что в России безработица снижается три месяца подряд, в июле ее уровень, по методологии Международной организации труда (МОТ), сократился до 4,4%. Численность безработных в июне составила 3,3 млн человек. Для сравнения, численность трудоспособного населения за три последних месяца выросла с 74,9 млн человек в апреле до 75,3 млн в июне.
«Данные Института Гайдара отражают разрыв между спросом работодателей на квалифицированную и особенно высококвалифицированную рабочую силу и тем, что предлагает рынок, – считает ведущий научный сотрудник Центра макроэкономических исследований Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Ольга Изряднова. – В первую очередь не хватает людей с навыками и знаниями, отвечающими современным требованиям».
По ее словам, впервые о недостатке в промышленности специалистов с современными компетенциями ученые узнали еще из опросов, которые делали в конце 1990-х годов. «Шестилетнего пика дефицит именно такой, квалифицированной и высококвалифицированной рабочей силы мог достичь в связи с тем, что 2013 год был последним, когда экономика нашей страны демонстрировала показатели высокого роста, затем был спад, который привел в том числе и к сокращению зарплат. А именно квалифицированный персонал имеет больше всего возможностей, чтобы сменить профессию и уйти из промышленности, например, в торговлю или другие сферы», – сказала «НГ» Изряднова.
«Проблема кадров существует в России уже давно, и в ближайшие годы этот кризис будет только усиливаться, в среднесрочной перспективе 10–15 лет вряд ли можно ожидать существенных изменений. В первую очередь это касается технических профессий, – сказал «НГ» генеральный директор исследовательской компании Mar Consult Дмитрий Шиманов.
«Дефицит высококвалифицированных кадров – это мировая тенденция, в России она наложилась на сокращение количества естественно-научных и технических кадров «советского разлива» и недостаток молодых специалистов такого профиля, обладающих современными компетенциями», – добавляет Изряднова.
Шиманов считает, что причины дефицита – отсутствие престижа профессии, минимальные заработки и в целом ориентация страны на сырьевую экономику.
«Зарплаты в промышленности сейчас вполне конкурентоспособные, они сопоставимы или чуть ниже чем у юристов или менеджеров, но рабочие профессии становятся все менее популярными, все меньше людей хотят работать руками, – сказал «НГ» специалист отдела кадров компании «Ямалдорстрой» Гарри Феляуер. – Что касается квалифицированной рабочей силы, то восполнить этот дефицит мигрантами вряд ли получится, в своей практике я не знаю таких случаев».
«Технические профессии стали непопулярны, и выпуск новых кадров резко сократился еще в 90-х годах, – продолжает Шиманов. – Тем временем выпускников высших учебных заведений в современной России стало в 3 раза больше, чем в советское время. К сожалению, качество образования и квалификация выпускников упали пропорционально росту объема. Самое неприятное в этой ситуации заключается в том, что кризис кадров ощутим уже сейчас, когда нет экономического подъема. И как предприятия будут справляться, если экономика оживится, – непонятно».
Эксперт считает, что экономике вообще будет трудно оживиться при исчерпании кадрового ресурса. «Если экономическая ситуация станет более благоприятной за счет внешних условий, мы опять погрязнем в импорте, и урок кризиса останется неизвлеченным», – опасается Шиманов. Правительство должно принимать серьезные меры для стимулирования экономики, и в первую очередь это касается создания адекватных налоговых условий, считает он. «Текущие программы развития, по сути, ничего не дают, так как никак не стимулируют увеличение заработных плат. Региональные программы развития в разных областях весьма схожи. Они позволяют несколько лет не платить налог на прибыль и имущественные налоги, но это не делает инвестиционную ситуацию более привлекательной. Первые 7–10 лет новое производство и так не получает прибыли, так как вынуждено окупать вложенные средства. Получается, что государство делает уступки там, где и так нет налоговых поступлений, тем самым обесценивая свою роль как регулятора», – говорит Шиманов.
Глава Минпромторга Денис Мантуров в начале июля сетовал, что только примерно 10% российских компаний эффективно внедряют в управленческие, логистические, производственные процессы современные IT-продукты и технологическое оборудование. Правда, по его словам, еще 40% компаний потенциально готовы к такому внедрению.
комментарии(0)