Путешественникам придется заплатить за свою приверженность табакокурению. Фото РИА Новости
Госдума предложила вернуть официальные курилки в аэропорты, которые были запрещены несколько лет назад. Причем если раньше курильщики дымили бесплатно, то теперь депутаты предлагают собирать с них по сотне рублей за вход в заветный «аквариум» для курильщиков. Эксперты подсчитали, что это может принести аэропортам до 3 млрд руб. в год. Другие наблюдатели считают, что аэропорты получат выгоду и от возврата курящих иностранцев, которые сейчас предпочитают строить транзитные перелеты в обход «некурящей» России.
В аэропортах курильщики должны платить за пользование курительными комнатами, а плата должна составить от 50 до 100 руб. – таков смысл поправки, которую первый замглавы комитета по охране здоровья Госдумы Федот Тумусов планирует внести ко второму чтению законопроекта о возвращении курилок в аэропорты, сообщили «Известия».
Законопроект о возврате курительных комнат в аэропорты депутаты Госдумы приняли в первом чтении 16 июля, до середины августа будут приниматься поправки ко второму чтению, а рассматривать проект во втором чтении Госдума будет осенью.
«Мы считаем, что платить должны курильщики, которые будут пользоваться этими комнатами», – сказал Тумусов. Идею поддержал и первый замглавы думского комитета по контролю и регламенту Олег Нилов. Но автор законопроекта о возвращении курилок в аэропорты Сергей Боярский считает, что депутаты не могут обязать аэропорты ввести плату за вход.
Курение было запрещено в аэропортах и в других общественных местах в 2013 году. С тех пор, отмечают наблюдатели, лоббисты не раз пытались отменить эту норму закона и вернуть курительные комнаты в аэропорты, но безуспешно. Минздрав и Роспотребнадзор выступали против возвращения.
Курильщиков можно понять: если в поезде можно выйти на полустанке и удовлетворить свою пагубную потребность, то в замкнутом пространстве самолета об этом можно только мечтать. Особенно достается пассажирам на дальних рейсах с пересадками. При перелете из Токио в Гавану стыковочного рейса, предположим, надо ждать почти сутки, на улицу не выйдешь, за границу не выпустят, а в аэропорту курить нельзя. Остается туалет. Но можно понять и некурящих. Дым в туалетных комнатах неприемлем для многих.
Аэропорты заинтересованы в возобновлении работы курительных комнат, подтвердил «НГ» исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев: «Как ни печально, курение остается достаточно распространенным явлением. Курильщики, лишенные возможности сделать перекур в специально отведенных помещениях, зачастую делают это в туалетных комнатах, создавая некомфортные условия для остальных. Поэтому возврат курилок будет означать повышение качества услуг для пассажиров».
По словам эксперта, после того как в РФ было введено антитабачное законодательство, ряд аэропортов лишились части иностранных пассажиров, следовавших с пересадкой в российских воздушных гаванях. «Выгода задействованных в стыковках международных рейсов аэропортов от возвращения этой части транзитных пассажиров могла бы кратно перекрыть их затраты на создание курительных комнат», – считает Пантелеев. Он обращает внимание, что проблема курения стоит очень остро, особенно в международных секторах аэропортов. «Международные пассажиры не могут пройти на улицу через пограничный контроль. Остаются туалеты, где курят, кстати, и сами пограничники. А прокуратура при проверках, если не поймает конкретного нарушителя, порой штрафует администрацию аэропорта», – поясняет Пантелеев.
Эксперт напоминает, что в большинстве крупных аэропортов до ужесточения законодательства курилки были, а те помещения, которые сейчас находятся на их месте, могут быть достаточно быстро и с малыми затратами конвертированы в исходное состояние. «Правда, выгородить помещение – не проблема, сложнее сделать качественную вытяжку. Но с точки зрения совокупных затрат аэропортов это незначительные суммы, – говорит он. – Что касается взимания платы с самих курильщиков, эта инициатива для части людей окажется барьером. Кто-то не имеет нужной суммы без сдачи, кто-то принципиально не пожелает платить за посещение курительной комнаты. Как следствие, в туалетах по-прежнему будет накурено. Если хочется воздвигнуть перед курильщиками денежный барьер, лучше повышать акцизы на табачные изделия. А аэропорты смогут самостоятельно найти средства на строительство курилок: кто-то выиграет от привлечения новых пассажиров, кто-то построит курительную комнату при поддержке табачной компании, кто-то просто сэкономит на штрафах».
Директор по стратегии компании «ФИНАМ» Ярослав Кабаков приводит свои расчеты, сколько рублей можно собрать с курильщиков в аэропортах.
«Общий пассажиропоток российских аэропортов составляет около 200 млн человек в год, при этом половина из них – это прилетающие, которые, вероятно, будут пользоваться курилками реже. Курящих в России около трети населения. Если каждый из них хотя бы по разу воспользуется курилкой, получаем общую емкость этого рынка примерно 3 млрд руб.», – сказал «НГ» Кабаков.
По его мнению, это странный бизнес, а заботой о здоровье тут и не пахнет. «Многие курящие, чтобы не платить за каждое посещение курилки, будут сидеть в них все время ожидания самолета, соответственно вдыхая дым от всех выкуриваемых там сигарет. Бизнесом это можно назвать довольно условно, сначала ввести запрет, а потом за деньги разрешать его обходить – это больше напоминает вымогательство. Логика платности курилок с логикой прежнего запроса не пересекается, в то же время если расходы на курилки ложатся на аэропорты, то им и решать, делать их платными или нет и какую цену устанавливать. С маркетинговой точки зрения меньшая цена может оказаться выгоднее, ибо позволит привлечь больше курящих. В общем, инициатива выглядит довольно странной, как, собственно, и ранее введенный запрет на курилки. Возможно, стоит его просто отменить, позволив аэропортам самим решать, возвращать ли курилки и делать ли их платными», – говорит Кабаков.
В пресс-службе Международного аэропорта Шереметьево (МАШ) «НГ» сообщили, что МАШ первым среди аэропортов России выступил с предложением вернуть курительные комнаты в закрытые зоны аэропорта для создания равных условий всем категориям пассажиров.
«Аэропорты – специфический объект транспортной инфраструктуры, в котором пассажиры после прохождения предполетных формальностей оказываются в «чистой зоне», откуда они не имеют возможности выйти до полета. Международная практика показывает, что в большинстве аэропортов потребности курящих пассажиров учитываются либо путем выделения специально оборудованных изолированных комнат для курения, либо за счет создания открытых пространств (внутренние дворы, крыши, балконы), – сообщили в МАШ. – Аэропорт Шереметьево разработал концепцию и стандарты курительных комнат в «чистых зонах». Согласно проекту курительные комнаты должны быть изолированы от всех помещений, связанных с обслуживанием пассажиров, а также должны быть оборудованы современными мощными вентиляционными системами. Важным является и размещение внутри информации о вреде данной привычки. В случае положительного принятия Госдумой рассматриваемого изменения Международный аэропорт Шереметьево выделит в «чистой зоне» соответствующие требованиям изолированные помещения. При этом услугу пассажирам планируется предоставлять бесплатно.
В пресс-службе московского аэропорта «Домодедово» «НГ» сообщили, что пока инициатива не утверждена, говорить о планах по организации мест для курения в изолированных помещениях аэропорта преждевременно. «Однако стоит отметить, что возврат специальных курительных комнат позволит обеспечить более комфортные условия для курящих пассажиров в зонах вылета и транзита», – заявили там.«Запретительные меры действительно оказались слишком жесткими и фактически вынуждают какую-то категорию граждан нарушать законодательство, хотя в целом я безусловно выступаю за борьбу с курением и с тем, что это явления нужно минимизировать. – сказал «НГ» завкафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов. – Наверное, в аэропортах и вокзалах курительные комнаты нужны». По мнению эксперта, этот вопрос должен иметь не финансовый, а скорее гуманный характер.
«Средства, которые могут быть собраны, наверное должны идти в пользу тех учреждений, которые являются управляющими в аэропорту. Соответственно, если аэропорт негосударственный, то деньги должны идти не в бюджет, а именно в доходы данного предприятия. Вводить какой-либо специальный налог, налоговый сбор, чтобы он поступал в бюджет и кто-то его администрировал мне представляется пока достаточно странной затеей», – говорит Климанов.
комментарии(0)