0
5356
Газета Экономика Печатная версия

22.07.2019 19:27:00

Сернистое морское топливо осложнит жизнь нефтяникам

Новые экологические требования создают риски дефицита очищенного мазута

Тэги: экология, морское топливо, сера. нефть, цены, топливные стандарты

On-Line версия. Информация обновлена 17:15 24.07.2019

экология, морское топливо, сера. нефть, цены, топливные стандарты Во вредных выбросах корабельных двигателей теперь будет меньше серы. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

Международная морская организация (IMO) через полгода запретит использование корабельного (морского) топлива с высоким содержанием серы. Допустимые пределы содержания серы с начала следующего года снижаются сразу в семь раз. А с марта следующего года вводится международный запрет даже на перевозки таких нефтепродуктов морскими судами. Российские нефтеперегонные заводы пока не готовы обеспечить спрос на морское топливо в рамках новых стандартов, считают эксперты. А иностранные аналитики предсказывают даже скачок мировых цен на черное золото из-за дефицита конкретных сортов нефти и видов нефтепродуктов.

Мировое судоходство потребляет сегодня в качестве топлива около 5% добываемой нефти. Причем корабли используют далеко не самые экологичные нефтепродукты, которые существенно загрязняют окружающую среду. Чтобы снизить вредное воздействие водного транспорта, Международная морская организация утвердила новые требования к морскому топливу. Если сегодня корабли могут сжигать топливо с содержанием серы в 3,5%, то с января следующего года – не более 0,5%. А с марта 2020 года IMO запрещает не только использование, но и транспортировку сернистых морских топлив.

Аналитики называют новые морские требования самым масштабным изменением правил на мировом рынке нефти и нефтепродуктов. Эксперты Morgan Stanley прогнозируют даже подорожание барреля нефти до 90 долл. в связи с новыми требованиями IMO.

Для России переход на новый стандарт морского топлива может оказаться болезненным, поскольку отечественная нефтепереработка пока не готова отказаться от использования нефтепродуктов с высоким содержанием серы.

«Российские нефтеперерабатывающие заводы с высокой долей вероятности не успеют осуществить модернизацию своих мощностей под новые ограничения, а необходимость ее проведения очевидна – в противном случае российские нефтяники могут потерять значительный объем в экспортных поставках мазута. В 2018 году в России произведено 46,4 млн т мазута, основная часть которого направлялась на экспорт», – предполагает доцент Российского экономического университета РЭУ им. Г.В. Плеханова Олег Чередниченко. Для судовладельцев переход на новые виды топлива может обернуться ростом издержек на десятки процентов. А общий рост стоимости морских перевозок может спровоцировать цепную реакцию в росте стоимости и других нефтепродуктов, считает эксперт.

«Технически в очистке нефтепродуктов от серы нет ничего сложного. Но эти процессы требуют перестройки и модернизации нефтеперерабатывающих предприятий. Проблема в том, что наша нефтепереработка не закончила этап модернизации. И столкнулась сегодня с резким ухудшением инвестиционного климата в отрасли», – говорит член комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭКа Торгово-промышленной палаты РФ Рустам Танкаев. Контроль розничных цен и рост налогов остановили процесс модернизации. «Я считаю, что РФ пока не готова к переходу на новые стандарты морского топлива. И не готова прежде всего организационно», – признает Танкаев. Новые требования IMO долго обсуждались и утверждались. И многие страны уже перешли на новые стандарты морского топлива, отмечает эксперт. Запрет на транспортировку сернистых нефтепродуктов Танкаев объясняет тем, что они могут попасть в воду в ходе промывки танкерных емкостей.

«Вряд ли можно говорить о готовности российской нефтепереработки к изменениям топливных стандартов. Чтобы соответствовать новой структуре спроса на сорта морского топлива, российским предприятиям потребуется существенная модернизация, которая также может быть реализована лишь за счет масштабных инвестиционных и «субсидиарных» вливаний», – предполагает главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович. «Подготовка к переходу на новые стандарты IMO может стать фактором поддержки нефтяных цен, в особенности сортов с низким содержанием серы, что будет транслироваться и в рост котировок Brent. Нефтетрейдеры могут наращивать запасы «тяжелых» сортов нефти с целью их дальнейшей переработки или «разбавления» для получения топлива, подходящего под новые стандарты экокачества», – прогнозирует эксперт.

В период адаптации к новым стандартам судовладельцы могут использовать серо-уловители для снижения вредных выбросов либо переходить на использование других видов топлива, например сжиженного природного газа. «Весьма вероятно, некоторые нефтеперерабатывающие заводы будут пытаться путем смешивания, разбавления и обработки различных сортов нефти «попасть» в новые стандарты», – считает Покатович. 

Модернизация нефтеперерабатывающих мощностей в РФ идет постоянно, напоминает ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Есть и результаты этой модернизации: доля моторных топлив экологического 5-го класса в общем объеме производства уже в 2017 году составила 90,09% в стране. А глубина переработки нефти, по данным Росстата в 2017 году (более поздних данных нет) составила 80,95%, а, например, в 2009 году она составляла только 72%. «Это доказывает, что имеющиеся мощности нефтепереработки позволяют производить различные виды топлива, в том числе судовое топливо с уменьшенным содержанием серы. Другими словами, Российская Федерация готова к производству судового топлива с уменьшенным содержанием серы», – считает эксперт.

«Теоретически топливо с пониженным содержанием серы может стоить чуть дороже, что может отразиться на стоимости морских перевозок, в том числе нефти и нефтепродуктов. Однако конкуренция в этом сегменте отлично развита, что не позволит производителям держать цены на высоком уровне длительное время, а значит, это практически не скажется на рынке нефти и нефтепродуктов, или влияние будет кратковременным», – уверен Дмитрий Баранов.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
742
Введение режима федерального ЧС в связи с разливом мазута на Черноморском побережье пока не планируется

Введение режима федерального ЧС в связи с разливом мазута на Черноморском побережье пока не планируется

0
539
Возможно, устойчивое развитие уже недостижимо

Возможно, устойчивое развитие уже недостижимо

Виктор Лось

В рамках цивилизации ближайшего будущего ведущую роль будут играть ориенталистские стереотипы

0
1597
3. Разногласия стран по вопросу климатического финансирования усилились

3. Разногласия стран по вопросу климатического финансирования усилились

В Баку определили правила международной торговли углеродными кредитами

0
1112

Другие новости