Скриншот из видеоблога Оскара Хартманна
Центробанк рассчитывает, что через четыре года доля безналичных платежей в России достигнет 80%, заявила на прошлой неделе первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова. Регулятор уже давно борется с незаконным оборотом наличных средств и планирует усиливать эту работу, что может поставить под угрозу существование бизнеса крупнейшего игрока рынка платежных систем – Qiwi.
Активная борьба с обналичиванием средств началась несколько лет назад. В августе 2015 года, как сообщал “Коммерсант” в офисах группы компаний Qiwi, управляющей одноименной системой моментальных платежей, прошли обыски. Сотрудники центрального аппарата ФСБ РФ пришли в Qiwi не в первый раз, обыски стали частью борьбы ЦБ и правоохранительных органов с незаконным обналичиваем и легализацией денежных средств. После проверок регулятор потребовал от участников рынка платежных систем усилить контроль за контрагентами, которые собирают деньги от людей.
Для борьбы с обналичиванием власти также ужесточают законодательство. Анонимные электронные средства платежа, интернет-кошельки и неперсонифицированные банковские карты без имени владельца часто используются для обналичивания денег, причем денег с преступным происхождением, говорил в 2017 году председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Эксперты согласны, что большое количество средств, полученных преступным путем, обналичивается именно таким образом. При этом судя по заявлениям представителей группы Qiwi, можно сделать вывод, что подобные операции экономике и безопасности не угрожают. Тем не менее, с сентября 2019 года пользоваться такими инструментами станет сложнее – будет запрещено снимать наличные и переводить их на банковскую карту с анонимных электронных кошельков и анонимных предоплаченных карт.
Но несмотря на усилия государства, платежные системы все еще остаются одним из крупнейших каналов, через который проводятся операции с признаками обналичивания денег и продажи наличности на теневой рынок. По данным ЦБ, более 90% наличных, поступающих в платежные терминалы, используются для операций с признаками обналичивания. По закону «О национальной платежной системе» (НПС), платежные агенты (терминальные сети) обязаны инкассировать 100% полученных средств на специальные счета в кредитных организациях. Но средства из терминалов не поступают на спецсчета, а попадают на «вторичный рынок» (его объем ЦБ оценивал в 900 млрд руб.) Банки жалуются, что проверить сколько наличных находится в терминалах и оказывается на спецсчетах невозможно
Qiwi – самый крупный игрок на рынке платежных систем в России. С 2014 года ее контролирует бизнесмен Сергей Солонин. По данным “Коммерсанта”, за несколько лет число киосков и терминалов Qiwi сократилось со 181 000 в 2014 года до 143 000 в 2018 году. Но в мае 2019 года развивающая одну из крупнейших в России сетей платежных терминалов группа Comepay решила выйти из бизнеса. Процессинг платежей через более чем 25 000 терминалов Comepay взяла на себя группа Qiwi. А до этого, как пишет “Коммерсант”, Qiwi купила у финансовой группы «Открытие» системы денежных переводов Contact и «Рапида». Для Qiwi бизнес остается важным из-за необходимости обслуживания электронных кошельков (терминальная сеть – самый дешевый для компании способ пополнения электронных кошельков) и сбора наличных средств. По данным СМИ, в структуру группы Qiwi входят АО «Киви», «Qiwi Банк» и ООО «Киви провайдер платежных сервисов», а материнская компания структуры, как отмечает “Финам” зарегистрирована на Кипре. Система позволяет производить платежи по физическим, интернет- и мобильным каналам связи и обслуживает около 16,5 млн виртуальных кошельков.
«Главная проблема для «обнальщика» в том, откуда достать сами купюры, не «засветившись» перед налоговой, правоохранительными органами или ЦБ.
Долгие годы источником таких средств были рестораны, торговые точки и магазины, работающие без касс, а также банки. Но в начале 2000-х годов на сцене российского «обнального» рынка появился уличный автомат для приема микроплатежей — платежный терминал», - говорит человек, знакомый с работой рынка платежных систем.
Уличный автомат – один из самых удобных для «обналички» источников купюр, и, как отмечало несколько лет назад издание Newsru.com, ежедневно в терминалы, стоящие в самых проходных местах, горожане бросают сотни тысяч и миллионы рублей. Ящиком терминала чаще всего владеет «терминальщик», которым может стать любой индивидуальный предприниматель с корпусом терминала, в который помещается компьютер с мышкой и клавиатурой и автомат для приема банкнот. Ему нужно найти платежную систему, подписать с ней договор и пользоваться ее процессинговым центром. В 2104 году изданию “Киосксофт” Денис Душнов (в прошлом - заметная фигура в терминальном бизнесе и агента Qiwi) – рассказывал: “платежной системой «курируются» две главные черные схемы, — в обеих ответственность QIWI четко ограничивается тем самым «транзитным счетом» в «Qiwi-банке». Всю «грязную» работу, и все услуги по обналу, в качестве юридического лица, в итоге предоставляет именно владелец терминала, потому что именно он имеет круглосуточный доступ к наличным, и именно у него имеются специальные прямые «шлюзы» для работы с платежной системой”.
“По первой, наиболее надежной схеме, человек, заинтересованный в получении чёрной наличности, связывается с терминальщиком, и оплачивает ему несуществующие услуги по безналу. В обратную сторону отдаются наличные, которые владелец вытащил из терминала в течение дня, произведя инкассацию. Самое главное для терминальщика теперь — погасить задолженность перед платнжной системой, чтобы автомат снова включился и смог принимать платежи. Для этого полученная от заказчика обнала сумма спускается через каскад разных банковских счетов на тот самый транзитный счет уже в «Qiwi-банке», - приводит слова Душнова “Киосксофт”. - Конечная остановка всех денежных средств — платежная система QIWI, вернее, внутренний виртуальный счёт, по балансу которого терминальщик и следит за своим бизнесом. Поэтому для платежной системы ничего не стоит забрать с виртуального счёта никем, кроме нее не контролируемую, свою долю за «крышевание» обнальной схемы… «Транзитный счет в „Qiwi-банке“ тесно связан с этим виртуальным счётом, но последний не контролируется никаким ЦБ или налоговой, поэтому 0,2%, которые QIWI железно берет с терминальщиков за проводимые ими обнальные услуги, вычитаются мгновенно из перевода с транзитного счёта — ты видишь, как ушла одна сумма, а на виртуальном счёте показывается другая, без 0,2%. Все это, разумеется, заранее обговаривается с особой группой посвященных представителей QIWI».
Есть и вторая схема, о которой издание также сообщало со слов Душнова. Она “более опасна для «терминальщиков», но и более выгодна для самой QIWI, поскольку в ней комиссия за обнал платёжной системой снимается с «Qiwi-кошельков» — точно таких же виртуальных пополняемых счетов, только уже для любого пользователя. Их платёжная система может сгенерировать в большом количестве. Фирма-заказчик обнала точно так же оплачивает терминальщику несуществующую услугу. Безнал раскидывается по этим «Qiwi-кошелькам». Терминальщики же снимают наличные через обыкновенные банкоматы, поскольку виртуальные кошельки позволяют переводить деньги на банковские счета, и даже снимать их напрямую, если такой кошелек интегрирован в систему Visa», - пишет “Киосксофт”.
Также Душнов описывал схему работы с карточками Qiwi и выводом средств через обычные банкоматы, которая по его словам была хороша тем, что через каждый этап этой схемы деньги проходят как прозрачный перевод денежных средств.
Отметим, что еще недавно такие Qiwi-кошельки можно было регистрировать в неограниченном количестве, имея лишь номер мобильного телефона. Сейчас клиент должен ввести паспортные данные. Но, как писали “Ведомости” в 2014 году, согласно исследованию Goldman Sachs, Qiwi принимала любые введенные символы без проверки. Почему же компания не устраняла дыру в системе безопасности? Не являлось ли это свидетельством того, что она старается не замечать все эти схемы? Начальник службы безопасности QIWI Илья Поляков “Киосксофт”, комментируя заявления Душнова, назвал их бредом, отметив, что тот является “дебитором компании QIWI, имеет задолженность”, а также сообщив о неком уголовном деле против экс-терминальщика.
Еще один признак нелегальности работы автомата – проблемы с выдачей чека. Если у терминальщика всё в порядке, на чеке должны быть указаны реквизиты терминальщика – его телефон и ИНН. Но 70% терминалов чеки не выдают, отмечает “Киосксофт”. Еще недавно Qiwi занималась онлайн кассами, выдающими такие чеки, но, как пишет “Коммерсант”, в мае группа ликвидировала компанию «Киви Штрих».
Все тот же Душнов говорил “Киосксофту”, что “помощь силовиков ощущалась с самого возникновения бизнеса QIWI: «Они быстро создали на рынке такую ситуацию, что практически невозможно было работать ни с кем, кроме них, и монополистами стали по обнальным схемам на терминалах, потому что всех остальных силовики гоняли, а их не трогали. Все черные терминальщики постепенно поняли, что безопасно будет только под QIWI».
Издание “Наша Версия”, сообщало в прошлом году, что “один из основателей системы Киви Андрей Романенко мог состоять в дружеских отношениях с бывшим генералом МВД Денисом Сугробовым, который сейчас отбывает срок за превышение служебных полномочий и фальсификацию уголовных дел”. Сугробов руководил Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД РФ – «профильным» силовым подразделением для финансовых компаний. При этом “жена Сугробова работала у Романенко в «Киви», - сообщала МК.
“Киосксофт” также приводит мнение бывшего бизнесмена, правозащитника и основателя проекта Gulagu.net Владимира Осечкина: “Система Qiwi – один из мощнейших генераторов и сеть по сбору наличных средств, подобная структура с разветвленной сетью агентов, аппаратами по всей стране за такие кратчайшие сроки не могла состояться без поддержки на федеральном уровне со стороны правоохранительных органов. Эти схемы обналичивания до недавнего времени были подконтрольны именно ГУЭБиПК МВД, говорит он, сейчас к нам обращается множество людей, пострадавших от действий бывшего руководства ГУЭБиПК, и в том числе они дают подробные показания, документальные факты крышевания Сугробовым и его подчиненными данной системы”.
Отметим, что весной 2019 года были задержаны еще три высокопоставленных сотрудника ФСБ (Кирилл Черкалин, Дмитрий Фролов и Андрей Васильев), которые как полагают следователи, вместе с полковником ГУЭБиПК МВД Дмитрием Захарченко и генералом Сугробовым могли крышевать процесс отмывания денег, пишет “Первое антикоррупционное СМИ”. Но несмотря на все эти аресты и борьбу, развернутую государством с обналичиванием средств, можно легко убедиться, что обнальный бизнес в России все еще жив. А сегодня запрос в поисковике «как обналичить через Qiwi» выдает несколько десятков сайтов с подробными инструкциями того, как это сделать.
комментарии(0)