Глава Минтруда и соцзащиты Максим Топилин детально анализирует причины бедности в 13 регионах. Фото РИА Новости |
Минтруд проанализирует предложения регионов по ведению региональных реестров граждан с доходами ниже прожиточного минимума и созданию системы мониторинга самозанятого населения, сообщили РИА Новости в министерстве. 20 июня завершился второй этап проектов по борьбе с бедностью в пилотных регионах, а именно республики Кабардино-Балкария, Коми, Татарстан, Тыва, Алтайский, Пермский и Приморский края, а также Ивановская, Курганская, Липецкая, Нижегородская, Новгородская и Томская области.
Минтруд сделал акцент на предложении по ведению реестров граждан с доходами ниже прожиточного минимума, создании системы мониторинга самозанятых и социальном контракте как перспективном способе помощи для выхода из бедности.
Напомним, в стране насчитывается около 19 млн человек, чьи доходы находятся ниже прожиточного уровня. Премьер-министр Дмитрий Медведев заявлял, что в 2018 году их количество снизилось на 400 тыс. А вице-премьер Татьяна Голикова рассказывала, что 51% бедных составляют семьи с детьми.
Сокращение вдвое количества бедных поставлено властями как национальная цель до 2024 года. Рассматриваются различные варианты, как это сделать за счет мер в сфере занятости, здравоохранения и образования.
В этот раз регионы предложили вести региональные реестры бедных, создать системы мониторинга уровня жизни населения и самозанятых. В частности, есть идея по развитию Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО).
Пилотный проект по анализу причин бедности и адресной поддержки семей с помощью социального контракта Минтруд запустил в восьми субъектах РФ в декабре прошлого года. Позже к ним добавились еще пять регионов. Министр труда и соцзащиты Максим Топилин сообщал, что, по предварительным оценкам, на финансирование проекта в 2020 году понадобится около 7 млрд руб. Реестры – это вообще новая любимая игрушка властей, например, агентство новостей «Строительный бизнес» подсчитало, что участие в Национальном реестре специалистов в области строительства (НРС) обойдется строителям в 1,5 млрд руб. Эксперты «НГ» затруднились сказать, что подобные региональные реестры добавят к существующей системе социальной помощи малоимущим.
«Все зависит от того, что будет в реестре. Чтобы это как-то изменило существующую систему учета граждан, которые получают поддержку, нужно, чтобы там были не только сведения, которые сейчас содержатся по каждому человеку, получающему поддержку, но и те люди, которые когда-либо получали поддержку, а сейчас не получают, о членах их семьи, а не только о них самих. Как это будет реализовано, какая информация будет содержаться в реестрах, пока неизвестно», – сказала «НГ» начальник лаборатории Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина.
«Непонятно, по каким критериям власти регионов будут категоризировать население как бедное, – говорит начальник отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарек Авакян. – Если только по продовольственной корзине (по расходу в 4 тыс. руб. в месяц, согласно Росстату), то это будет крайне неточно. Если считать по прожиточному минимуму, то это будет опять же не совсем корректно, потому что очень много вопросов возникает и к расчету самого прожиточного минимума. Кроме того, непонятно, как будут считать людей – будут ли учитывать несовершеннолетних и людей пенсионного возраста, будут ли учитывать доход на душу семьи и так далее».
Половину бедных в стране составляют семьи с детьми. Фото PhotoXPress.ru |
По мнению эксперта, ПФР обладает всеми необходимыми полномочиями и компетенциями для работы с такими реестрами, а стоимость создания базы не должна быть высокой, если не будет попыток пилить бюджет. «Создание такой базы, на мой взгляд, для регионов может обойтись от 80 до 200 тыс. руб., а ее администрирование – до 40 тыс. ежемесячно, плюс в сумму до 20 тыс. руб. обойдется обслуживание сервера», – приводит свои расчеты Сабадаш. Однако другие эксперты называют гораздо большие суммы.
«Создание такой ИТ-системы будет не слишком дорогим – я думаю, в пределах 300 млн руб. или даже вдвое меньше, если изначально будет создаваться упрощенная система ведения реестра», – говорит Авакян. Однако расходы на создание самой базы реестра будут, по мнению эксперта, уже несравнимо больше. «Я думаю, что учет миллионов человек, организационные затраты, зарплата сотрудников – все это обойдется не меньше чем в 3 млрд руб.», – говорит он.
Реестр не решит проблему бедности, необходимы кардинальные решения для повышения качества жизни россиян, считает генеральный директор «Иволга Капитал» Андрей Хохрин. «Быстрого создания реестра ждать не стоит. Сколько человек войдут в список – пока неизвестно, но не менее нескольких миллионов. На местах нужно будет обеспечить контроль, чтобы не было спекуляций и подлогов. Если говорить о стоимости реестра, то в бюджет нужно закладывать не менее 300 млн на подготовку проекта, примерно такую же сумму на его создание, а ежегодное обеспечение работы обойдется бюджету в 70–90 млн руб.», – считает Хохлов.
«Предполагается, что такие реестры позволят более точечно оказывать помощь, особенно семьям с детьми, детьми-инвалидами и т.д. Но пока не очень понятно, будет ли толк от этого на практике, – говорит президент Ассоциации социальных предпринимателей Роман Алехин. – Для оказания социальной помощи понадобятся огромные финансовые затраты. Но скорее всего все ограничится созданием реестров и помощью отдельным гражданам из конкретных категорий. Подобная инициатива больше похожа на декларативную меру, призванную показать борьбу с бедностью, но на практике ситуацию это не изменит».
То же касается и реестра самозанятых, считает Алехин. «Для легализации самозанятых недостаточно каких-то реестров и специальных низких ставок налогов. Чтобы они вышли из тени, надо полностью изменить весь бизнес-климат в стране, снизить административную нагрузку и сумасшедшую зарегулированность тех отраслей, где работают самозанятые. Они боятся не 4% налога, а того, что им придется оформлять огромное количество всяких разрешений и к ним выстроится очередь проверяющих. И Владимир Путин, и Дмитрий Медведев уже не раз говорили о том, что необходимо полностью перетрусить нормативную базу, регулирующую предпринимательскую деятельность, но пока этого не сделано, а значит, никакие реестры не помогут», – говорит Алехин.
В Минтруде на запрос «НГ» сообщили, что речь не идет о создании единого реестра бедности на всей территории России. Там отметили, что региональный реестр уже создан в Приморском крае. А по вопросу оценки затрат на ведение региональных реестров пресс-служба ведомства предложила обращаться в соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ.
комментарии(0)